Профессия художника в школьных программах начального образования

Костов Красимир Савков (София, Болгария), асистент, Софийский университет «Св. Климент Охридски», Факультет науки, образования и исскуства.

Анотация: В статье представлены основные возможности учебных программ по изобразительному исскуству в болгарских школах (1–4 класс) относительно информации об аспектах професиональной деятельности художника и об отражении произведений его творческой деятельности в сознании учащихся.

Ключевые слова: творческая деятельность, художник, искусство.

ARTIST PROFESSION IN SCHOOL PROGRAMS OF PRIMARY EDUCATION

Kostov Krasimir Savkov (Sofia, Bulgaria), assistant, Sofia university “St. Clement Ohridski”, Faculty of education and arts.

Abstract. Basic aspects of the artist`s profession and the reflection of the products of his creative activity on the students` consciousness are presented in this paper on the base of the content of the “Fine arts” curriculum in Bulgarian schools (1–4 grades).

Keywords: creative activity, artist, art.

Художественное образование обычно ассоциируется в основном с освоением знаний об искусстве в его различных измерениях и проявлениях, а также с формированием навыков для выражения чувств и мыслей через соответствующий тип изображений (в зависимости от конкретных вид искусства). Первый аспект отражает основной дидактический акцент на важности знаний в качестве основы для формирования навыков для его практического применения. Вторая связана с поддержкой творческого развития детей путем овладения искусством как инструментами и технологиями, через которые они могут выразить себя.

До сих пор, кажется, меньше внимания уделялось тому, как развитие таких навыков действительно может быть истолковано как своего рода подготовка, введение в профессию художника. Это введение может быть как с целью намерения для будущей профессиональной реализации в области изобразительного искусства, но и как способ построения отношения к этой профессии, не обязательно это быть профессиональным путь ребенка в будущем. Формирование таких отношений чрезвычайно важно, потому что это также вопрос отношении к самой художественной деятельности, к усилиям, необходимым для ее реализации. Таким образом формируется должное уважение к профессиональной работе художника и его результаты в виде законченных художественных работ. Это задача эстетического воспитания, которая имеет решающее значение с точки зрения формирования эстетического отношения к миру искусства.

Неудивительно, что в последних программах по обучению изобразительному искусству учеников в болгарских школах особое внимание уделяется разнообразию ролей художника. Основная цель этой статьи заключается в том, чтобы обратить внимание на этот, хотя и не очень заметный, но существенный аспект школьного образования в области искусства. Учебные программы изобразительного искусства (общеобразовательная подготовка) (1–4 класс) будут интерпретированы как источник информации.

Основой вхождения в сущность профессии художника является формирование навыков для выражения чувств и эмоций через образы. Это очень близко к специфике возраста детей, которая характеризуется эмоциональностью, непосредственностью, мышлением в образах. Уже в начале Учебной программы по изобразительному искусству для 1 класса [http://www.mon.bg/bg/1699, 17.02.2019] это четко подчеркнуто: «Присущая для возрасти спонтанность, воображение и стремление к самовыражению должны руководствоваться в направлении постепенной реализации ценности искусства в жизни и развитие способности к самовыражению, проявление эстетического чувства и уважения культурного разнообразия. Именно поэтому включение учеников в творческую деятельность направлено на их самовыражение с помощью различных средств и выражения эстетических чувств от прикосновения к изобразительному искусству» (с. 1). Основные задачи этой темы являются «выражение идеи и чувства с помощью изобразительных средств» и «развитие практического опыта для работы с визуальными материалами и техниками», четко подчеркивая, что «новые знания и концепции разъясняются и формируются посредством практической деятельности в форме изображения. Они развиваются на практическом уровне путем непосредственного участия учащихся в изобразительной деятельности. Оставшиеся часы для упражнений, рефератов и практических занятий выполняются дополнительные задания, которые обеспечивают возможность более активного творческого выражения в индивидуальном и групповом участии учеников» (с. 2).

Развитие навыков для изображения художественных образов можно найти в различных компонентах, отраженных в «знания, навыки и отношения» как часть учебной программы в различных «областях компетенции». Вот некоторые примеры в этом отношении: «Создает реальные и мнимые изображения по впечатлению и воображение, используя различные типы цветов»; «Изображает предметы из мира детей и взрослых (игрушки, предметы быта, здания, улицы, транспортные средства)»; «Создает образы реальных и фантастических персонажей»; «Отражает визуальные особенности форм (плоских и объемных) в живописной деятельности: рисование, штамповка, моделирование, художественный дизайн»; «Организует свое рабочее место для работы с изобразительными материалами»; «Выбирает изобразительные материалы и инструменты для живописи» и т.д.

Уже в первом классе подчеркивается важность профессии художника через ожидание «знать не менее пяти имен известных болгарских художников». Это ожидание находится в пределах «области компетенции» под названием «произведения изобразительного искусства». Дети должны различать «виды произведений изобразительного искусства – рисунки, картины, скульптуры» и выражать «в устной форме свои впечатления от произведений изобразительного искусства» (с. 3–6).

Все это развивается в содержании учебной программы изобразительного искусства для второго класса (общеобразовательная подготовка) [http://www.mon.bg/bg/1997, 17.02.2019]. Уже во вступительной части учебной программы четко указано Слово «художник» и заметно доминирует акцент именно на навыках интерпретации результатов художественной деятельности и создания художественных образов в результате творческой деятельности учащихся: «Акцент в обучении в изобразительном искусстве в втором классе являются знания, навыки и отношения, связанные с созданием реальных и фантастических образов природных объектов и окружающей среды, базовые знания о цветах, типах и жанрах изобразительного искусства и творчество художника, экспериментирование и практическое применение различных техник работы с визуальными материалами и инструментами, знание основных визуальных систем знаков в различных сферах жизни, которые предоставляют возможность для полной адаптации учащихся в социальной среде» (с. 1).

Благодаря предусмотренным возможностям для реализации процесса обучения по изобразительному искусству не только в классе, но и вне школьной среды создаются условия для дополнительного опыта роли художника, например в рамках «наблюдения природных объектов и рисования в естественной среде, чтобы понять смысл типов визуальных знаков в другой среде – природной, общественной», «посещение студии художника, знакомство с его творчество, с местом где он работает и представляет свои работы», а также «организации выставки со работами учеников – для представления результатов проектов, индивидуальных и коллективных деятельности учеников (рисунки, аппликации, смоделированные фигуры и т.д.) в школе, в сообществе» (с. 2). Каждая из этих возможностей конкретизирует накопление опыта от уникальных впечатлений школьников:

  • Осознавая разнообразие пространств для творчества – как в классе, так и в природе или в общественной среде;
  • Накапливая впечатления от рабочего места художника – ателье, от места для выражения его произведений – выставочный зал;
  • Испытывать чувство публичного представления своих работ и быть в состоянии наблюдать за реакцией воспринимающих людей.

Значимость ролей художника и зрителя творчества изложена в одной из «областей компетенции» – «зритель и работа», где в результате ожидается, что школьник будет «знать в целом профессию художника». Это нашло отражение в одной из основных тем в учебной программе, которая специально посвящена «профессии художника». После изучения этой темы от школьника ожидается, что он сможет «выразить отношение к творчеству художника», «отличить профессию художника от других творческих профессий», а также «комментировать живописную деятельность художника – график, скульптор, иллюстратор».

Более глубокое осознание процесса создания художественной работы подразумевает самостоятельное осуществление различных «изобразительных техник», благодаря которым становится возможным формировать художественные образы. Это то, что побудило существование такой темы в учебной программе с несколькими ожидаемыми результатами для школьника:

  • он знает изобразительные методы для рисования, моделирования, царапина, дизайна;
  • применяет в изобразительной деятельности техники для рисования, моделирования, царапина, дизайна;
  • объединяет и экспериментирует с различными материалами и техниками (смешанными техниками) в живописной деятельности;
  • описывает наиболее важные функции различных изобразительных методов;
  • выбирает материалы, инструменты и методы для отображения эмоционального статуса (с. 5).

В Учебной программе изобразительного искусства для ІІІ класса (общеобразовательная подготовка) [http://www.mon.bg/bg/1689, 17.02.2019] наблюдается обновление путем расширения понимания профессиональной деятельности художников в области народных ремесла – «посещение мастерской народного мастера, этнографического музея, коллекций – для ознакомления с народными ремеслами, болгарских народных костюмов, праздничных костюмов и масок, ритуальных предметов» по тематике «Народное творчество и ремесла» (с. 2). Очевиден акцент на направлении патриотических взглядов на основе эстетического воспитания через продукты творческой деятельности, характерные для соответствующей этнической группы.

Это, естественно, отражено в «области компетенции» «зритель и работа», которая предусматривает освоение и развитие следующих знаний, умений и отношений: «Он знает произведения народного творчества и народных ремесла. Он выражает свои впечатления от произведений народного творчества и ремесел. Отличает произведения различных видов прикладного искусства. Он прокомментировал произведения различных прикладных искусств» (с. 3). Поэтому ожидаемые результаты по одной из основных тем учебной программы – «народное искусство и ремесло» такие: школьник «знает произведения народного творчества и народных промыслов», «создает проекты и работы, вдохновленные народным творчеством», а также выражает «устно и в живописной деятельности свои впечатления от произведений народного творчества и ремесел». К этой теме относится тема «прикладное искусство», через которую учащиеся могут освоить информацию о керамике, резьбе по дереву, текстиле, и будут отличать «произведения различных видов прикладного искусства в используемых материалах и способе производства» (с. 5).

Расширяется объем «технологии визуализации», в том числе «методы визуализации для печати, моделирования и дизайна», которые школьник должен знать и может применять (с. 6).

В последнем для начальной степени образования Учебная программа изобразительного искусства для IV класса (общеобразовательная подготовка; URL: http://www.mon. bg/bg/2190 (17.02.2019)) также размещены темы, связанные с элементами деятельности художника и с интерпретацией продукции художественной деятельности. Навыки, связанные с интерпретацией продукции народных промыслов, расширяются по отношению к культурному и историческому наследию страны.

Предусмотрена возможность «для наблюдения за культурно-историческим наследием в регионе» на тему «образы прошлого и современного мира», а также посещение «музеев, галерей, коллекций и собраний – для восприятия произведений изобразительного искусства» на темы «Темы и сюжеты в искусстве» и «Художественные музеи и галереи». Опять же, внимание уделено возможности «организации выставки со школьными работами – представить результаты проектов – индивидуальных и коллективных» и выполнения «живописной деятельности (рисунки, приложения, смоделированные фигуры и т.д.) в школе, в общине» (с. 2).

Основные акценты в теме «Художественные музеи и галереи» являются: школьник «понимает роль музея для сохранения художественных произведений», «выражает через изобразительную деятельность свои впечатления от художественных музеев и галерей» (с. 5). Этот тип понимания и выражения отражает навыки школьников интерпретировать художественные произведения, продукт творческой деятельности, и понимать их важности для общества с точки зрения их сохранения для поколений. Второй основной фокус темы дополняет влияние впечатлений на сознание школьника через презентации его творческой работы.

Развитие навыков творческого самовыражения находит свое отражение в «области компетенции» «материалы и техники», где отмечается необходимость для школьников овладеть знаниями, навыками и отношениями, связанными с определением «традиционные и нетрадиционные материалы и технологии», понимая «взаимосвязь между изобразительными материалами и технологиями» и экспериментируя с «различными изобразительными материалами и технологиями» (с. 4). Это указано в разделе «традиционные и нетрадиционные материалы и методы», через изучение которых школьники стремятся знать и использовать их в изобразительной деятельности, а также понимать их «эстетическое воздействие». Особое внимание уделяется развитию экологического сознания и поведения через ожидаемый результат – школьнику нужно «понимать важность естественного использования материалов и природных ресурсов» (с. 5, 6). Так обеспечивается совместимость в направлении эстетического и экологического воспитания.

Формирование отдельной темы с названием «выразительность изобразительных материалов и техник» ставит дополнительные нюансы в предыдущую, вводя ориентацию работы преподавателя на развитие навыков школьника «объяснить выразительные возможности различных материалов и методов» и «экспериментировать с различными материалами при создании коллажа, мозаики и макета» (с. 6).

Вышеизложенное в тексте позволяет сделать несколько выводов:

  • В образовательном содержании изобразительного искусства для начальной ступени образования в болгарских школах есть благоприятные возможности для школьников получить представление о профессии художника в нескольких основных измерениях.
  • Есть также возможности для школьников развивать навыки для интерпретации творческой деятельности художников в различных формах и жанрах.
  • понимание художественной деятельности профессии художника поддерживается развитием творческих способностей самих школьников. В учебной программе есть достаточно возможностей освоить изобразительные методы и работать с материалами, которые ставят учеников себя в роли создания эстетических продуктов, создавать художественные образы.
  • Учитель как профессионал в основном ответствен для того, как все эти возможности могут быть реализованы в его практической педагогической деятельности в классе или во внешкольной среде.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

7 июн 2019

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Костов К.С. Профессия художника в школьных программах начального образования // Наука – образование – профессия: системный личностно-развивающий подход. Сб. статей / Под общ. ред. Л.М. Митиной. – М.: Перо, 2019. – С. 168-172.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки