Проблемы профессионального выбора у современной молодежи

Разделы психологии: 

НТГСПИ(ф) РГППУ (Россия, Нижний Тагил)

Аннотация В статье рассматривается проблема профессиональной ориентации и профессионального выбора в современных условиях рынка труда в подростковом и раннем юношеском возрасте; предлагаются условия, повышающие мотивационную составляющую данного процесса.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, профессиональное становление, профессиональная ориентация, профессиональные намерения, профессиональный выбор, сетевое взаимодействие.

Abstract The article deals with the problem of professional orientation and professional choice in the modern conditions of the labor market in adolescence and early adolescence; the conditions that increase the motivational component of this process are proposed.

Keywords: professional training, professional formation, professional orientation, professional intentions, professional choice, network interaction.

Требования к уровню профессиональной подготовки кадров в современных условиях рынка труда постоянно повышаются. Данная проблема существенным образом актуализирует проблемы профессиональной ориентации молодежи.

Анализ научной литературы, результатов социологических исследований, прямое общение с современными подростками и лицами юношеского возраста позволяет отметить, что их профессиональные намерения зачастую лишь частично соответствуют потребностям рынка труда в целом, и конкретного производства в частности. Грамотно и системно выстроенная система профессиональной ориентации школьников должна оказать существенное влияние на рациональное распределение ресурсных возможностей молодых кадров, на выбор их жизненного пути, и успешное овладение профессией, а также построение карьеры.

Требования к построению системы профессиональной ориентации усиливаются. Одной из ее задач становится Интеграция деятельности разнообразных органов и структур, имеющих отношения к развитию детей (дошкольные образовательные организации, школы, система дополнительного образования, профессиональное образование на всех ступенях, государственные органиы власти и т.п.); системное решение научных и организационных вопросов, связанных с профориентацией; комплексное планирование воздействий профессионально-ориентационного характера на личность с учётом современных тенденций развития общества [1].

Изучение данной проблемы актуализировано в научных исследованиях по формированию и развитию профессионального становления личности специалиста в работах Зеера Э.Ф., Климов Е.А, Пряжникова Н.С, Чистякова С.Н. В своих работах они отмечают, что субъект выбора профессии, заранее сформировавший свою профессиональную ориентацию, имеет существенные преимущества перед тем человеком, который не сумел вовремя найти для себя профессиональный вид деятельности и не определился со своими профессиональными желаниями. Последний вынужден совершать столь важный для себя жизненный выбор, когда времени на его обдумывание и обоснование практически не остается. Обществу не выгодно, когда процесс социально-профессиональной ситуации сводится к ситуации выбора, протекает в сжатые сроки под мощным воздействием зачастую противоречивых факторов. Более длительные сроки формирования и развития социально-профессиональной ориентации молодёжи позволяют планировать профориентационную работу социальных институтов, ответственных за полноценную подготовку и включение молодёжи в сферу общественного производства. Чем продолжительнее период выбора профессии, тем больше шансов у общества согласовать интересы экономического развития с профессиональными притязаниями молодёжи, регулировать процесс выбора профессии. При этом следует отметить, что речь должна идти о более ранних сроках возникновения и развития процесса самоопределения обучающихся. В противном случае положение, при котором молодой человек после окончания школы еще длительное время занят поисками приемлемой для него профессии, может рассматриваться как следствие социально-профессиональной незрелости, инфантильности [2].

Мероприятия по профориентации и профконсультации должны быть направлены на расширение знаний школьника о самом себе и стимулирование активного процесса самопознания. При этом общая работа педагогов, психологов и профконсультантов с учащимися по планированию карьеры должна включать целый ряд направлений, включающих в себя развитие способности к самостоятельному самоопределению и выбору вариантов собственного развития; оценка степени соответствия индивидуальных особенностей и выбранного вида деятельности; оценка реалистичности внутренних ресурсов и т.п. [3].

В Свердловской области наблюдается явно выраженный отток молодых людей. Нехватка на рынке труда молодых специалистов и работников влечёт за собой снижение качества разнообразных профессиональных видов деятельности.

Одним из направлений решения данной проблемы может стать создание системы сетевого взаимодействия, как основного механизма информационного обмена, позволяющего реализовать его синергетические эффекты в коллективной, научно-образовательной деятельности, что даст возможность использовать преимущества сети в повышении эффективности работы образовательных учреждений, оптимизации затрат, повышении качества образовательных программ и академической мобильности. Оно предоставляет технологии, позволяющие динамично развиваться образовательным учреждениям [4]. При сетевом взаимодействии происходит не просто сотрудничество, обмен различными материалами и инновационными разработками, а идет процесс работы образовательных учреждений над совместными проектами, разработка и реализация совместных программ. Работа по формированию профессиональных намерений должна начинаться с раннего возраста. Начиная через систему уроков трудового воспитания, переходя к знакомству с рынком труда через экскурсии на предприятия, производственные Центры и т.п., реализацию программ дополнительного образования, прохождение профессиональных проб и т.п. [5].

В целях оценки первичных результатов эффективности реализации программы сетевого взаимодействия было проведено исследование среди учащихся 9 - 11-х классов. Методом анкетирования было опрошено порядка 400 человек. В содержание анкеты включены 15 вопросов, направленных на изучение профессиональных намерений учеников 9-х и 11х классов, выявление факторов, влияющих на них, и определение форм работы, необходимых школьникам для эффективного профессионального самоопределения.

Наметим список наиболее выбираемых профессий и направлений подготовки. На первом месте по частоте выбора старшеклассниками закрепились специальность педагога - 15%. Имеется популярность профессий и специальностей в области сферы обслуживания - 12% и искусства - 10%. Медицину предпочитает 10% респондентов.

Если мы говорим о наукоемком производстве, то на первом месте это машиностроение - 9%, металлургию предпочли бы - 8%, радиоэлектронику и электроэнергетику предпочитает - 5% респондентов, информационные технологии - 9%. Нужно отметить, что популярность этой группы профессий среди выпускников школ обусловлена интенсивным развитием сферы информационных технологий.

Лидирующие позиции занимают профессии, связанные с государственной службой по обеспечению регулирования и безопасности - 16%. Наибольшей популярностью среди них пользуются: полицейский, военнослужащий, сотрудник таможенной службы.

Но среди респондентов есть те, которые еще не определились с выбором профессии, так как не знают, как правильно выбирать профессию - 9%, плохо знают мир профессий - 11%, не знают свои возможности - 8% и не могут выбрать из нескольких направлений - 13% опрошенных.

Возможно, частично это связано с происходящими переменами в системе профессионального образования, суть которых понятна далеко не всем выпускникам. Еще одной причиной может выступать и неуверенность выпускников в реальности собственных планов. Их профессиональный выбор складывается стихийно, сиюминутно, практически наугад. Из тех школьников, которые согласны участвовать в предложенных профориентационных мероприятиях, предпочитают диагностику (тестирование) профессиональной направленности - 18%, тренинги по профессиональному самоопределению предпочитают - 17%, хотели бы принять участие в корпоративных секциях научно практической конференции - 10% респондентов.

Анализируя факторы, которые выпускники считают наиболее важными при выборе профессии, можно выделить следующие: на первое место школьники поставили заработную плату - 28%, на втором - социальная престижность - 23%, на третьем месте возможность построить карьеру - 17%, далее школьники предпочитают интеллектуальный характер работы - 13%, хотят приносить людям пользу - 10%, командовать другими хотели бы - 3% опрошенных респондентов.

Отвечая на вопросы, связанные с определением наиболее значимых ситуаций, оказывающих влияние на выбор профессии старшеклассники указывают, что основное влияние на их выбор профессии оказали они сами - 59%; на 14% школьников оказали влияние профессиональные пробы; по совету родителей выбрали профессию - 11% респондентов. Немаловажным для выпускников является мнение учителей 3%. На близкое знакомство с профессией указывают 6% выпускников, после проведенной диагностики.

Данные результаты исследовательской деятельности позволили определить структуру профессиональных и образовательных намерений выпускников, в том числе уровень притязаний на получение образования, структуру ценностей и мотивов выбора профессии, а также факторы влияния на предпочтение этого выбора.

Полученные данные свидетельствуют о том, что система профессиональной ориентации далека от совершенства, мнение педагогов не является доминирующим, поэтому грамотно выстроенная система сетевого профильного обучения может создать условиях, позволяющие учащемуся на каждом возрастном периоде профессионального становления получить необходимые ему образовательные услуги, соответствующие профессиональным пробам и ожиданиям. Все это позволит осуществлять систему профессиональной ориентации непрерывно и обеспечит возможность обновления современных знаний в соответствии с изменениями на рынке труда. Все это позволит выстроить индивидуальную траекторию развития ребенка, которая более полно будет соответствовать его индивидуальным и профессиональным способностям.

Хочется отметить, что участниками системы сетевого профильного взаимодействия может быть каждый учащийся в любом возрасте. Она построена по принципу общедоступности и может иметь массовый характер (хотя бы на первых этапах внедрения). Независимо от социального статуса участников, территориального расположения образовательной организации, наличия каких-либо ограничений, она создает условия для обеспечения широкого доступа к образовательным ресурсам и возможность получения основ профессионального образования на разных этапах взросления школьников [5].

***

  1. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности. [Текст] / В.А. Бодров.– Москва.: ПЕР СЭ, 2001. – 511 с.
  2. Долматова, С.В. Сознательный выбор профессии как признак личностной зрелости субъекта [Текст] / С.В. Долматова. - Материалы научной.конференции. - М.: Норма, 2014. - 385 с.
  3. Исмагилова, Ф.С. Основы профессионального консультирования. [Текст] / Ф.С. Исмагилова. - М.: Аспект Пресс, 2013. - 391 с.
  4. Мордовская, А.В., Основы профориенталогии [Текст]: учебное пособие для бакалавров / А.В. Мордовская, С.В. Панина, Т.А. Макаренко– 2-е изд., испр., и доп. – М: Издательство Юрайт, 2013. – 237 с.
  5. Пряжников, Н.С. Профориентация в системе управления человеческими ресурсами [Текст] / Н.С. Пряжников.– М.: Издательский центр «Академия», 2014.-288с.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

23 мая 2021

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Калашникова О.В. Проблемы профессионального выбора у современной молодежи // Тенденции развития науки и образования. – 2021. – № 73-8. – С. 20-23.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки