Применение психогенетического подхода в интегральном исследовании индивидуальности

Д.С. Корниенко Пермский государственный педагогический университет; Институт психологии, г. Пермь

Современное состояние теории интегральной индивидуальности (В.С. Мерлин) связано с развитием идей, заложенных основателем теории, и осуществляется в работах, выполненных под руководством Б.А. Вяткина. Сегодня можно утверждать, что на основе многочисленных исследований (например, Т.М. Хрусталева, М.Р. Щукин) расширено понимание отдельных уровней индивидуальности, межуровневых связей, опосредующих звеньев и роли различных аспектов в развитии целостной системы индивидуальности. Опираясь на имеющуюся теоретическую базу в отношении роли биологических и социальных факторов в структуре интегральной индивидуальности, можно утверждать, что остаются нерешенные проблемы. Одним из таких вопросов, отмеченных В.С. Мерлиным (1986), является изучение того, какую роль играют в детерминации различных уровней интегральной индивидуальности факторы наследственности и среды. Несмотря на огромный теоретико-эмпирический материал, проблема генотип-средового соотношения не находила своего места в рамках исследований интегральной индивидуальности.

Рассмотрим возможности психогенетического анализа формальнодинамических свойств в рамках теории интегральной индивидуальности. Данные обширного ряда психогенетических исследований (Я. Стреляу, Р. Пломин, М. Ротбарт, В.М. Русалов, М.С. Егорова, С.Б. Малых) показывают генетическую обусловленность свойств темперамента. Это позволяет утверждать, что межиндивидуальная вариативность свойств интегральной индивидуальности связана с генетическим контролем свойств уровней «человек – организм», «человек – нервная система» и «человек – индивид». Кроме того, много-многозначные отношения между свойствами любых уровней могут рассматриваться и как влияние средового фактора, и как взаимодействие генотипа и среды. Свойства темперамента являются полиморфной основой для формирования социальнодетерминированных свойств личности и поведения в логике гено-средовых отношений и поисков предикторов индивидуального развития.

В рамках теории темперамента эмпирические исследования генетической обусловленности свойств темперамента в школе В.С. Мерлина было проведено В.Л. Катковым и Е.А. Силиной (1999), Л.П. Скрыльниковой (1999). Основным результатом является обнаруженная тенденция к зависимости изученных свойств уровня «человек – личность» от генетически детерминированных свойств темперамента, принадлежащих уровню «человек – индивид». Психогенетический подход к изучению характеристик интегральной индивидуальности позволит решить ряд вопросов, важных как для теории темперамента В.С. Мерлина, так и для теории интегральной индивидуальности в целом:

  1. вопрос о роли средовых и генотипических факторов в вариативности свойств различных уровней;
  2. концептуальное представление о генотип-средовых отношениях разноуровневых свойств интегральной индивидуальности в возрастном аспекте позволит обозначить причины онтогенетической стабильности (изменчивости) системы индивидуальности;
  3. выявление роли факторов наследуемости и среды во взаимосвязях свойств позволит говорить, в частности, о межуровневых связях не только как о результате развития или формирования индивидуальности, но и как о связях, по-разному детерминированных факторами среды и генотипа;
  4. рассмотрение роли средовых факторов в свойствах различных иерархических уровней.

Данные вопросы можно рассматривать и как основные положения психогенетической концепции интегральной индивидуальности, которая является объединением психогенетических принципов и принципов интегрального исследования индивидуальности.

На основе проведенного теоретико-эмпирического анализа роли факторов генотипа и среды в разноуровневых свойствах интегральной индивидуальности на материале близнецов можно полагать следующее. До настоящего момента в интегральном исследовании индивидуальности используется весь набор свойств, предлагаемый опросниками для диагностики какого-либо уровня, хотя необходимости в изучении широкого спектра свойств, как это делается в последние годы, нет. Это утверждение согласуется с принципами интегрального исследования (Мерлин, 1986). Для исследований, выполняемых в русле изучения интегральной индивидуальности, непременным условием является требование отбора свойств, относящихся к различным иерархическим уровням, объединенных в относительно замкнутую систему – в симптомокомплексы. Определение этих свойств собственно и должно происходить в процессе интегрального исследования. Нами предлагается использование в качестве критерия отнесения свойств к уровням «человек – индивид» и «человек – личность» степень их генотип-средовой обусловленности. Обнаруживая большую роль генотипа, в частности, в формально-динамических свойствах, можно их отбирать для дальнейшего исследования, опираясь на то, что они являются в наибольшей степени характеристиками данного уровня индивидуальности. Определение внутриуровневых связей позволяет установить симптомокомплексы свойств, характеризующих данный уровень. В случае если мы устанавливаем роль генетического фактора в связях свойств, то переходим от внешних (фенотипических) связей к внутренним (генетическим) для данного уровня. Это позволяет при анализе свойств, описывающих уровень, отбирать характеристики, которые будут обнаруживать не только фенотипические связи, но и составлять генетически обусловленный симптомокомплекс.

Для описания свойств и связей свойств, имеющих генетическую обусловленность, возможно введение термина «генетическая конфигурация». К свойствам, составляющим конфигурацию, прежде всего можно отнести и психологические и психофизиологические. Это – практически все свойства индивидуальной системы организма, психодинамические свойства и отдельные свойства личности. Свойства являются отдельными элементами, а связи между ними, собственно, и создают окончательную психогенетическую конфигурацию индивидуальности.

На наш взгляд, введение данного понятия для теории интегральной индивидуальности не является противоречащим базовым идеям теории, и более того – позволяет расширить понимание роли отдельных свойств и даже уровней в целостной системе индивидуальности, рассматривая генетически обусловленные свойства именно как основу для всей индивидуальности. Предлагается рассматривать уровни в контексте генотип-средового соотношения, что позволит конкретизировать внутри- и межуровневые связи. На наш взгляд, это обеспечивает переход от констатации типа связей к их содержательному рассмотрению в контексте био-социальной проблемы. Кроме того, такой подход позволит проверить гипотезу, высказанную В.С. Мерлиным и Е.А. Силиной (1986, 1999) о том, что много-многозначные связи являются результатом процесса развития и влияния средового фактора. Определение генетического каркаса позволит «разделить» свойства, связи между которыми подверглись изменению в сторону многозначности и которые остались неизменными на протяжении возрастного периода.

Установление роли генотипа в связях между уровнями позволит не только решать проблему о связи наследственных и приобретенных свойств, но и с большей достоверностью устанавливать разноуровневые взаимосвязи, что является частным случаем более общей проблемы связи индивидуальных свойств разных уровней, а также одной из задач интегрального исследования.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

26 ноя 2011

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Корниенко Д.С. Применение психогенетического подхода в интегральном исследовании индивидуальности // Дифференциальная психология и дифференциальная психофизиология сегодня: Материалы конфер., посвященной 115-летию со дня рождения Б.М. Теплова, 10–11 ноября 2011 г. / Под ред. М.К. Кабардова. – М.: Смысл, 2011. – С. 189-191.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки