Предмет и задачи дифференциальной психологии на современном этапе ее развития

Л.А. Головей, И.Б. Дерманова Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

Со времени возникновения дифференциальной психологии как научной дисциплины прошло более 100 лет, и тогда она возникла как психологическое направление с мощным научным потенциалом развития. Ее основатель В. Штерн сформулировал четыре основные задачи, остающиеся актуальными до сих пор. Эти задачи были обозначены в рамках горизонтального и вертикального срезов. В рамках горизонтального – это: 1) вариационное исследование, если изучается только один признак у нескольких индивидов; 2) корреляционное исследование, если изучаются два и более признака у нескольких индивидов. В рамках вертикального – 3) изучение одного индивида в отношении многих признаков и 4) сравнение двух или нескольких индивидов в отношении многих признаков. Говоря об отличиях индивидов друг от друга в рамках вертикального среза, Штерн формулирует свое понимание индивидуальности как совокупности свойств разного уровня, по-разному взаимосвязанных между собой.

Такой взгляд на индивидуальность существует и в настоящее время. Его сторонники (в отечественной психологии это, в первую очередь, Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин, В.М. Русалов; в западной – Дж. Ройс и А. Пауэлл) ориентированы, главным образом, на выявление структуры индивидуальности. Они, вслед за В. Штерном, рассматривают симптомокомплексы характеристик разного уровня – от биохимических и нейрофизиологических до особенностей творческого самовыражения – в единой структуре человеческой индивидуальности, а также специфику проявления индивидуальности как целостности, обладающей своими специфическими проявлениями.

В то же время при исследовании признаков и их структуры (это первая и вторая задачи в классификации Штерна) в отечественной психологии сложилась традиция отнесения к ним, главным образом, свойств: будь то свойства темперамента, свойства характера или способностей, а также изучения их типов. Опираясь, главным образом, на традицию дифференциальной психофизиологии, дифференциальная психология сужает пространство своего предмета. Проявления индивидуальности как целостности при этом в расчет не принимаются. То есть из предмета рассмотрения современной дифференциальной психологии у многих исследователей практически выпадают признаки и такие индивидуально-психологические характеристики, которые относятся к другим признакам проявления индивидуальных различий и к другим способам проявления целостной индивидуальности. Остается не вполне понятным при этом, почему одним признакам придается большее значение, и они признаются необходимыми и обязательными для изучения в рамках данной науки, в то время как другим – отказывается в этом праве, хотя никто не отрицает их существования. Так, например, из контекста дифференциальной психологии выпадают такие характеристики, как жизненные стили и сценарии, картина и модель мира, особенности самосознания и самоосознания, психологическое время личности, психологический возраст и т.д. Почему-то дифференциальных психологов не интересует влияние ситуации и ситуационного контекста на изучаемые характеристики, хотя ситуационно детерминированные индивидуальные различия при этом проявляются достаточно ярко и очевидно.

На наш взгляд, поиск концепции или системы координат, которая помогла хотя бы отчасти упорядочить многообразие индивидуальных различий, описать их общую структуру, является в настоящее время одной из первых задач дифференциальной психологии.

За основу могут быть взяты те самые концепции индивидуальности, которые уже упоминались выше. Логично предположить, что поиск индивидуальных различий удобнее проводить, руководствуясь их родовой структурой – структурой индивидуальности. Так, например, в концепции Б.Г. Ананьева выделяются свойства разного уровня, характеризующие подструктуры индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Здесь достаточно логично размещаются и природные основы индивидуальных различий, и такие психологические образования как темперамент, характер, способности и др. Но наряду с ними Ананьев указывает на то, что индивидуальность – это замкнутая система вследствие внутренней взаимосвязанности ее свойств (личности, индивида и субъекта). А то, что индивидуальность рассматривается как самостоятельная подструктура, предполагает еще и некоторое новое качество. Заметим, что в противном случае не было бы необходимости ее выделять. Это новое качество Б.Г. Ананьев находит в сочетании в человеке свойств открытой и закрытой систем – во внутреннем мире личности. «В этом относительно обособленном от окружающего внутреннем мире, – пишет он – складываются комплексы ценностей (жизненных планов и перспектив, глубоко личностных переживаний), определенные организации образов (“портретов”, “пейзажей”, “сюжетов”) и концептов, притязаний и самооценки» (Ананьев, 1968, с. 328).

Такой взгляд на индивидуальность как новую интегративную сущность задает, наряду с выявлением индивидуально-психологических характеристик и свойств, дополнительные оси и направления исследования индивидуальных различий. Это характеристики, проявляющиеся в феноменах целостной индивидуальности. Например, те, о которых уже говорилось выше: характеристики субъективной реальности человека, его картины мира, особенности самосознания. Ананьев также отмечает необходимость изучения проявлений экстериоризации внутреннего мира в поведении и деятельности, что может характеризоваться, в частности, индивидуальными стилями жизни, адаптации и т.д. Кроме того, Ананьев настаивает на рассмотрении индивидуальности в развитии (динамике), что позволяет учитывать индивидуальные различия в более или менее длительном ситуационном контексте.

У В.С. Мерлина в качестве целостных форм, объединяющих разные уровни интегральной индивидуальности, выступают индивидуальные стили деятельности и общения, а индивидуальность как целостность уже проявляется в такой характеристике как метаиндивидуальность. Это тоже дает возможность существенно расширить сферу изучаемых признаков.

В концепции Дж. Ройса и А. Пауэлла также в общую структуру индивидуальных различий включены характеристики разных уровней интеграции: от сенсорных и моторных до личностного смысла, образа мира и образа себя.

Таким образом, концепции индивидуальности, которые, по сути, и закладывают основания структуры исследуемых в дифференциальной психологии характеристик, указывают нам дополнительные направления изучения индивидуальных различий в контексте общих задач дифференциальной психологии, к которым обычно относят исследования диапазона проявлений, закономерностей формирования, природы и происхождения, изучение влияния на них групповых факторов и др.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

26 ноя 2011

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Головей Л.А., Дерманова И.Б. Предмет и задачи дифференциальной психологии на современном этапе ее развития // Дифференциальная психология и дифференциальная психофизиология сегодня: Материалы конфер., посвященной 115-летию со дня рождения Б.М. Теплова, 10–11 ноября 2011 г. / Под ред. М.К. Кабардова. – М.: Смысл, 2011. – С. 120-122.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки