Организация региональной системы актуального кластерного образования как инновационный механизм педагогической интеграции социокультурных ресурсов мегаполиса

Ясвин В.А. Москва, МГПУ

Традиционное общее и профессиональное образование, сосредоточенное, большей частью, на достижении предметных образовательных результатов, оказывается не вполне методологически, технологически и, наконец, психологически готовым к эффективному личностному развитию, воспитанию и социализации обучающихся. В свою очередь, соответствующими педагогическими ресурсами и многолетним опытом успешного решения подобных образовательных задач обладает система дополнительного образования. При этом целый ряд социокультурных образовательных проектов и программ не может быть формально отнесён к дополнительному образованию, поскольку выходит за его институциональные рамки. Возникает потребность в термине, «охватывающем» все возможные организационные формы педагогической работы с детьми за рамками общего образования, а также отражающем методологическую специфику данной сферы образования.

Термин, определяющий образовательную деятельность за институциональными рамками общего образования, должен принципиально соответствовать ряду критериев: отражать методологическую специфику социально направленной и личностно ориентированной педагогической деятельности, не иметь ограничений в институциональном плане, опираться на свободное смысловое поле, не занятое другими педагогическими концепциями и подходами, сохранять комплементарность с другими терминами, обозначающими методологически близкие концепции и подходы.

Представляется, что данным критериям вполне соответствует термин «актуальное образование». Согласно словарям, тезаурус слова «актуальность» включает следующие смысловые значения: злободневность, острота, жизненность, насущность, современность, важность, меткость, своевременность, значительность.

Таким образом, актуальное образование – это свободное, высоко вариативное, продуктивное, метасистемное образование, являющееся компонентом системы непрерывного образования, как формального, так и неформального; направленное на обеспечение персонального жизнетворчества обучающихся; актуальное, как с точки зрения общественных запросов, так и для самих обучающихся, как «здесь и сейчас», так и в плане их социальнопрофессионального самоопределения, реализации личных жизненных планов.

Соответственно, система непрерывного образования включает общее и актуальное образование. Можно говорить, например, о региональной системе актуального образования детей, системе актуального профессионального образования, центрах актуального образования, программах актуального образования, педагогах актуального образования и т.д.

Институционально актуальное образование детей включает: деятельность в рамках системы дополнительного образования, как в школе, так и за её пределами; просветительскую деятельность учреждений культуры (музеев, библиотек, планетариев, зоопарков, ботанических садов и т.п.); занятия с детьми спортивных клубов и обществ; техническое моделирование и исследовательско-проектную работу с детьми вузов и академий; рекреационновоспитательную деятельность в лагерях, клубах по месту жительства и т.п., осуществляемую коммерческими и общественными организациями, политическими партиями, религиозными организациями, волонтёрскими объединениями; профориентационную деятельность специализированных центров, а также предприятий и учреждений; эколого-просветительскую работу национальных и природных парков и заповедников; организацию фестивалей, конкурсов, слётов, коммуникационных площадок для учащихся и т.п.

Таким образом, под актуальным образованием подразумевается вся педагогическая деятельность всех возможных субъектов образовательной деятельности, осуществляемая на основе использования социальных и культурных ресурсов региона/страны/зарубежья и за институциональными рамками общего образования.

Создание образовательных кластеров в системе актуального образования детей обеспечивает интеграцию педагогических, информационных, материальных и других образовательных ресурсов различных институтов и инструментов актуального образования. Институциональные структуры, составляющие образовательный кластер на основе взаимной дополнительности, образуют горизонтальные взаимосвязи в контексте партнёрских взаимоотношений для реализации различных долгосрочных комплексных программ актуального образования. В образовательном кластере Интеграция понимается не просто как формальное объединение различных институциональных структур, каждая из которых обладает специфическими ресурсами, но и как создание новой формы реализации их потенциалов для достижения высокой эффективности в решении образовательных задач.

При организации инфраструктуры кластерных систем актуального образования базовыми институтами могут являться учреждения дополнительного образования и структуры дополнительного образования территориальных образовательных комплексов. Кластерные системы актуального образования создаются во всех муниципальных районах для обеспечения их шаговой доступности и образуют кластерную сеть регионального актуального образования. Особое преимущество региональной сети кластерного актуального образования заключается в том, что такая сеть обладает уникальными возможностями непосредственного участия организаций и предприятий, как потенциальных работодателей, в проектировании и реализации программ и мероприятий актуального образования детей. Это позволяет радикальным образом компенсировать разрыв, существующий между потенциальными работодателями и системой общего и, даже, профессионального образования.

Вертикальную структуру кластерной сети актуального образования (государственный сектор управления) образуют специальные подразделения (управления, отделы) региональных министерств (департаментов) образования, культуры, спорта, социальной и молодёжной политики и т.д., отвечающие за деятельность институтов, реализующих программы и мероприятия актуального образования детей.

Горизонтальную структуру управления кластерными сетями составляет совокупность разноуровневых общественных и профессиональных советов, обеспечивающих качественную профессионально-общественную экспертизу эффективности региональной системы актуального образования детей.

Общественный совет состоит из представителей родительского сообщества, потенциальных работодателей, структур гражданского общества и т.п. Совет вырабатывает рекомендации по совершенствованию региональной образовательной политики, стратегическому развитию системы актуального образования детей и другим важнейшим проблемам.

Региональный координационный совет носит общественно-профессиональный характер, состоит из лиц, делегированных общественным советом; руководителей и специалистов органов управления образованием, культурой, спортом, социальной и молодёжной политикой и т.д.; руководителей и педагогических сотрудников различных институтов системы актуального образования. Работа совета направлена на координацию деятельности институциональных структур дополнительного образования детей, имеющих различную ведомственную принадлежность; утверждение нормативов и стандартов разработки образовательных программ и т.п.

Экспертный совет состоит из наиболее компетентных научных сотрудников, а также ведущих специалистов, наиболее опытных и методически грамотных педагогов и руководителей. Основная функция совета заключается в экспертизе программ и проектов мероприятий актуального образования детей и аттестации педагогических кадров.

Методический совет также составляют наиболее компетентные научные сотрудники, педагоги и специалисты, представляющие разные содержательные направления и различные институты актуального образования детей. Совет аккумулирует передовой методический опыт, разрабатывает требования и рекомендации по разработке образовательных программ и проектированию мероприятий актуального образования детей, повышению квалификации педагогов, организации кластерных образовательных систем и т.п.

Научно-методический центр актуального образования детей осуществляет научные разработки в области теории, методологии и методики актуального образования детей; разрабатывает, лицензирует и реализует программы дополнительного профессионального образования для руководителей и педагогов системы актуального образования детей; организует и проводит соответствующие конференции, семинары и тренинги; ведёт экспертно-консультационную работу в различных институтах и кластерах системы актуального образования.

Общественная академия актуального образования детей представляет собой творческую ассоциацию наиболее квалифицированных и социально активных педагогов-экспертов. Деятельность Общественной академии тесно связана с проблематикой работы Научно-методического центра актуального образования, методического, экспертного и координационного советов региональной системы актуального образования.

В ближайшей и долгосрочной перспективе значение актуального образования детей в системе непрерывного образования должно существенно возрасти также с нормативно-правовой точки зрения. Это связано с предполагаемым законодательным включением в итоговую аттестацию выпускников общеобразовательных учреждений, наряду с баллами, полученными на основе ЕГЭ, и баллами, полученными на основе итоговых оценок по предметам, выставленными непосредственно в общеобразовательных учреждениях, также баллов, полученных на основе персональных портфолио, отражающих социокультурную деятельность, социальную активность и овладение различными ключевыми компетенциями. Очевидно, что в этом плане роль актуального образования становится ведущей.

Однако, для решения столь значимой нормативно-правовой задачи, безусловно, требуется высокая доступность программ актуального образования детей, а также соответствующая стандартизация, гарантирующая их методическое качество. При этом задача стандартизации программ актуального образования детей усложняется необходимостью сохранения (и, даже, расширения) их высокой вариативности в условиях институциональной «многоукладности» их реализации.

Программы актуального образования детей, разработанные педагогами, а также методистами и научными сотрудниками различных институциональных структур, представляются в экспертный совет для их профессионально-общественной экспертизы. В рамках такой экспертизы проводится оценка соответствия содержания программ смыслам, ценностям и приоритетам актуального образования детей, а также их психолого-педагогической и методической грамотности на основе единых требований к структуре, содержанию и оформлению программ. Талантливым педагогам и специалистам необходимо оказывать методическую помощь в грамотном оформлении их программ.

Программы, получившие положительные экспертные заключения и реализуемые педагогами, прошедшими аттестацию, допускаются в конкурентную среду региональной системы актуального образования. По решению экспертного совета лучшие программы актуального образования детей и сценарии лучших мероприятий публикуются в специальных сборниках. На конкурсной основе стимулируется подготовка учебных комплектов для учащихся по наиболее популярным программам актуального образования, которые издаются также на основе рекомендаций экспертного совета.

Согласно положениям Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы каждый ребёнок получает персональный сертификат, на основе которого проходит «подушевое финансирование» его участия в программах актуального образования. Такой персональный сертификат может обеспечивать, например, 4 часа занятий ребёнка в неделю. Таким образом, сертификат может обеспечить занятия ребёнка по одной 4-х часовой программе, или по двум 2-х часовым программам, или по одной 2-х часовой и двум часовым программам и т.д. Соответственно, в системе актуального образования возникает конкурентная ситуация между программами и образовательными институтами, что способствует повышению качества предлагаемых программ.

Важнейшим фактором конкурентного преимущества программ и институциональных структур актуального образования в условиях мегаполиса становится их «шаговая доступность» для ребёнка. В этом плане необходимо создавать качественные структуры актуального образования в территориальных общеобразовательных комплексах; организовывать филиалы учреждений дополнительного образования, обеспечивающие широкий спектр программ актуального образования, в каждом городском районе; воссоздавать на современном методическом уровне формы клубной работы с детьми по месту жительства, привлекая для этого увлечённых людей (коллекционеров, моделистов, художников, музыкантов, путешественников и т.п.), а также родителей; проектировать и апробировать дистанционные формы актуального образования; проектировать, методически совершенствовать и широко внедрять специальные инклюзивные программы актуального образования, учитывающие специфику работы с детьми с особыми потребностями и способствующие их социально-психологической реабилитации.

Таким образом, актуальное кластерное образование является эффективной инновационной образовательной системой, создаваемой на основе самых передовых педагогических идей и технологий, а также актуализации и глубокой интеграции образовательного потенциала регионального социума.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

30 мая 2014

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Ясвин В.А. Организация региональной системы актуального кластерного образования как инновационный механизм педагогической интеграции социокультурных ресурсов мегаполиса // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: сб. материалов межрегиональной. науч.-практ. конф., Москва МГПУ 15-16 апреля 2014 г. – М.: Экон-информ, 2014. – С. 49-53.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки