Механизмы изменения экологического сознания и поведения человека

Разделы психологии: 

Крылов А.Ю. ФГОБУВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия

Аннотация. В статье обсуждаются механизмы изменения экологического сознания и поведения человека под влиянием других людей. На сколько может быть выражен эффект социального влияния, возникающий при знакомстве с мнением меньшинства? Может ли меньшинство в обществе обусловить изменение мнения большинства по вопросу сохранения окружающей среды? Какими свойствами в подобной ситуации должно обладать такое меньшинство?

Ключевые слова: конформность, экология, изменение климата, подражание, влияние.

MECHANISMS FOR CHANGE IN ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS AND HUMAN BEHAVIOR

Krylov A.U. FGOUVPO "Financial University under the Government of the Russian Federation», Moscow, Russia

Abstract. The article discusses the mechanisms of changing environmental consciousness and human behavior under the influence of other people. How much can the effect of social influence arising from acquaintance with the opinion of a minority be expressed? Can a minority in society lead to a change in the majority opinion on environmental conservation? What features in such a situation should such a minority have?

Keywords: conformity, ecology, climate change, imitation, influence.

В своей песне «Imagine», написанной в 1971 году Джон Леннон представляет мир без голода, алчности, собственности и государств – мир, характеризующийся личной свободой, вселенским братством и единством. Признавая этот образ иллюзорным, основатель «Нутопии» (Nutopia) старается убедить слушателей принять его с помощью призыва: «Но я не один такой». Вера знаменитого музыканта в этот аргумент – свидетельство силы подражательных действий.

Людям свойственно менять свое мнение под чужим влиянием. Они считают приемлемым для себя верить, чувствовать или делать что-то в той мере, в какой верят, чувствуют или делают это другие, в особенности похожие на них. Поступая подобным образом, человек сталкивается с двумя видами конформизма: по информационным и/или нормативным причинам.

Относительная роль этих двух видов влияния зависит от ситуации. В одних случаях люди ведут себя конформно на основе информации, поставляемой другими, в других в большей степени ориентируются на групповые нормы. Кроме того, нормативное и информационное влияние проявляются на различных уровнях. Если человек подчиняется, желая сохранить о себе прежнее мнение, согласие с мнением группы будет проявляться только во внешнем поведении и не затронет его убеждений. Здесь необходимо различать публичную конформность, или покорность, и конформность приватную, или изменение мнения. На практике исследователи, работающие с данной проблемой, используют ответы, свидетельствующие о публичной и приватной конформности, в качестве показателей доминирования нормативного или информационного влияния. Результаты экспериментов показывают, что по крайней мере в классическом эксперименте Соломона Эша нормативное влияние оказывается сильнее информационного. Тот же вывод подтверждают наблюдения за публичными ответами в методике Ричарда Кратчифлда: они в большей степени зависят от суждений группы, чем ответы, которые даются в приватной обстановке.

В более общем смысле, изменяя отдельные стороны ситуации влияния социальные психологи пытаются собрать доказательства в пользу следующего теоретического положения: конформность возрастает или ослабевает в зависимости от степени информационной и/или нормативной зависимости индивида от группы.

Недавно в западных странах появилось движение, которое называется «Flygskam» (дословный перевод со шведского языка «летать стыдно»). Впервые о движении «Flygskam» заговорили летом 2017 года, когда шведский исполнитель из группы «Viba Femba» Стаффан Линдберг объявил, что решил отказаться от полетов.

Термин «Flygskam» обозначает чувство вины, которое туристы должны испытывать, покупая билет на авиалайнер в эпоху экологического кризиса. Дело в том, что авиаперевозки негативно влияют на окружающую среду – атмосферу ежедневно загрязняют огромные выбросы углерода.

Шведы, очень любящие путешествовать и, вместе с тем, бережно заботящиеся о природе, решили организовать бойкот авиаперелетов. Протест поддержали не только активисты «Greenpeace», но и некоторые знаменитости. Так, например, идею популяризировал олимпийский спортсмен Бьорн Ферри, который полностью отказался от полетов несмотря на то, что это негативно отражалось на его загруженном графике.

Взрыв популярности движения «Flygskam» случился после выступлений 16-летней активистки по борьбе с изменением климата Греты Тунберг.

Девушка объявила, что больше не собирается летать на самолетах, подкрепив свое намерение эмоциональной речью: «Я хочу, чтобы вы запаниковали. Я хочу, чтобы вы почувствовали страх, который я испытываю каждый день, и я хочу, чтобы вы действовали. Я хочу, чтобы ты вели себя так, будто наш дом в огне. Потому что это действительно так» [2, с. 56].

Похоже, что последние инициативы Греты Тунберг создали благоприятные условия, при которых оказываются задействованными механизмы нормативного и информационного влияния.

Исследование проявлений нормативной конформности, которые провел Стенли Милгрэм [1] в 60-х годах прошлого века, сравнивая французских и норвежских испытуемых, показывает, что в наибольшей степени она выражена в культурах, придающих большое значение гармонии отношений индивида и группы. «Норвежское общество представляется мне в высшей степени сплоченным. У норвежцев сильно развито чувство групповой идентификации, они «настроены» на нужды и интересы окружающих. Реальным воплощением этого чувства социальной ответственности является мощно развитая сеть учреждений социальной защиты населения. Норвежцы безропотно платят огромные налоги, необходимые для поддержки социальных программ. Неудивительно, что такого рода социальная сплоченность идет рука об руку с высоким уровнем конформности» [там же, с. 210]. Тоже самое можно сказать и о жителях Швеции и Финляндии, т.е. в целом о Скандинавах.

Что касается информационного влияния, проявление конформности зависит от компетентности человека на фоне других людей, а также от его уверенности в себе. В августе 2018 года возле шведского парламента Грета Тунберг устроила акцию протеста, держа в руках плакат с надписью «Школьная забастовка за климат». Уже с ноября этого-же года к ее акции начали массово присоединяться школьники по всему миру.

Глобальная забастовка 15 марта 2019 года собрала более миллиона забастовщиков. Серия из 4500 забастовок в более чем 150 странах, состоявшихся в пятницу (20 и 27 сентября) получила название «Глобальной недели будущего».

Сегодня в движении «FridaysForFuture», которое выросло из этих индивидуальных акций, активно участвуют более двух миллионов человек. В феврале 2019 года 224 ученых подписали письмо в поддержку шведской экологической активистки.

Своим примером Грета демонстрирует, в частности, что ментальные нарушения не являются препятствием для активной и насыщенной жизни: у девушки синдром Аспергера, обсессивно-компульсивное расстройство и селективный мутизм.

Люди с синдромом Аспергера нередко имеют богатую фантазию и воображение. Это помогает им стать известными учеными, писателями, музыкантами. Таким людям тяжело вставать на точку зрения других людей, так как она отличается от собственной.

Тем не менее в числе людей, с которыми Грета установила контакт, бывший президент США Барак Обама. «Она один из величайших защитников нашей планеты. Признавая, что ее поколение будет нести на себе всю тяжесть последствий изменения климата, она не боится добиваться реальных действий», – написал экс-президент в своем твиттере. С ней встречались папа римский, министр по защите окружающей среды Великобритании Майкл Гоув («Когда я слушаю ее, то испытываю чувство ответственности и вины», - подчеркивал он) и многие другие.

По ее собственным словам, Тунберг убедила семью следовать принципам веганства и отказаться от полетов на самолетах, чтобы уменьшить «углеродный след». В январе 2019 года сама Грета поехала на Давосский форум на поезде. В сентябре 2019 года она выступила с речью на Генассамблее ООН, в которой назвала мировых политиков «предателями» – из-за влияния их политики на жизнь будущих поколений [5].

С «эффектом Греты Тунберг» можно связать и тот факт, что в 2019 году удвоилось число детских книг, посвященных климатическому кризису. А влиятельная британская газета The Guardian назвала деятельность Греты Тунберг одной из причин, почему она решила писать «климатический кризис» вместо «изменения климата» и »глобальное нагревание» (global heating) вместо «глобального потепления». По словам главного редактора газеты Кэтрин Вайнер, выражение «изменение климата» звучит «слишком пассивно», тогда как «ученые говорят о катастрофе для человечества» [4].

Рассматривая результативность усилий Греты Тунберг целесообразно обратить внимание на условия, при которых меньшинство может являться источником активного влияния. Самым важным элементом поведения меньшинства является последовательность, с которой люди (представляющие это меньшинство) отстаивают свою позицию во времени. В ней выделяют два компонента: интраиндивидуальную последовательность, или устойчивость во времени (диахронная последовательность), и интериндивидуальную последовательность меньшинства в целом (синхронная последовательность).

В случае, если члены меньшинства проявляют согласие друг с другом и сохраняют единство взглядов в течение достаточно длительного времени, они могут повлиять на большинство, которое может изменить свою точку зрения.

В конце ноября 2015 года независимая группа студентов пригласила других учеников по всему миру пропустить школу в первый день конференции ООН по изменению климата в Париже. Сторонники «климатической забастовки» сохраняют единство взглядов до сих пор, привлекая в свои ряды новых членов. Результаты такого единодушия и последовательности можно проследить в различных областях.

Так, по данным SJ, крупнейшего железнодорожного оператора Швеции, за последние 18 месяцев доля шведов, которые говорят, что предпочитают путешествовать по железной дороге, почти удвоилась и теперь составляет 37%.

В 2018 году SJ продал на 1,5 млн. билетов больше, чем в предыдущем.

Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон отнес к одной из приоритетных для страны задач – сохранение окружающей среды. Канцлер Германии Ангела Меркель в новогоднем обращении рассказала о проблеме изменения климата, с которой «столкнутся наши дети и внуки».

Правительство Германии решило потратить на борьбу с изменением климата 54 миллиарда евро в ближайшие четыре года. Для сравнения – общие расходы немецкого бюджета в 2019 году составили 354 миллиарда евро.

Немецкое правительство также поставило перед собой цель к 2030 году повысить долю использования экологичных источников энергии в экономике с 44 до 65%. Кроме этого, в плане прописано понижение пошлин на железнодорожные перевозки и, наоборот, повышение – на авиаперелеты [6].

То есть, после получения информации о том, что люди в других странах (правительства этих стран) отреагировали на происходящие события неким конкретным образом, эта реакция кажется более уместной, своевременной и правомерной.

Общество обычно бывает право насчет разумности действий, делая популярность какого-либо вида деятельности синонимом его разумности. В результате люди следуют примеру тех окружающих, которые похожи на них. Это дает значительные преимущества, создавая простые решения для традиционных трудностей, связанных с влиянием.

Правительства многих стран тратят значительные средства на мониторинг и применение санкций против компаний, которые загрязняют окружающую среду. Эти средства часто оказываются выброшенными впустую, поскольку нарушители либо вообще не обращают внимания на правила, либо готовы платить штрафы, суммы которых меньше, чем «затраты на законопослушность». Но некоторые государства разработали эффективные программы, которые работают, включая феномены информационной и нормативной конформности.

Вначале составляется рейтинг компаний-«нарушителей» внутри отрасли промышленности, а затем публикуются рейтинги, так что все компании в данной индустрии могут видеть, какую позицию они занимают по сравнению с коллегами и конкурентами.

Роберт Чалдини [3] вместе с коллегами провел исследование экологического поведения с целью проверить, что лучше всего говорить людям, чтобы побудить их экономить энергию. Ученые в течение месяца раз в неделю доставляли им на дом одно из четырех писем с просьбой уменьшить потребление энергии. Три таких воззвания содержали одну из часто упоминаемых причин для сохранения энергии: это пойдет на пользу окружающей среде; это социально ответственный поступок; это сэкономит вам значительное количество денег, когда в следующий раз придет счет за энергию. Четвертое же письмо констатировало, что большинство жителей города стараются экономить энергию у себя дома.

В конце месяца исследователи отметили, сколько энергии было использовано, и узнали, что «запускающее» подражательные действия письмо привело к экономии энергии в 3,5 раза большей, чем любое из других сообщений. Размер отличия удивил не только ученых, но и других домовладельцев. На самом деле жители города полагали, что четвертое письмо будет наименее эффективным.

Таким образом, степень выраженности эффекта конформности зависит от ряда переменных, роль которых может быть понята с учетом механизмов информационного и нормативного влияния. В соответствующих условиях на большинство может оказать влияние активное меньшинство. Наряду с другими переменными ключевую роль в этом играет постоянство его поведения.

Многие западные журналисты и политики высказывают сомнения в целесообразности экологических акций, проводимых сторонниками Греты Тунберг, поскольку они не могут стать образцом для изменения массовых привычек [6]. Несмотря на это, последовательность действий и постоянство во взглядах на проблему изменения климата эко-активистов приводит к позитивным переменам в политике мировых правительств.

Эти изменения принимают различные формы. Большинство провоцирует согласованность мышления, а меньшинство – несовпадение точек зрения. В результате большинство преимущественно влияет на позицию по основному вопросу, а меньшинство способствует более творческому отношению к проблеме.

Список литературы

  1. Милгрэм Стэнли Эксперимент в социальной психологии. – 3-е международное издание. СПб.: Питер, 2001. – 336 с.
  2. Тунберг Грета. No One Is Too Small to Make a Difference: [англ.].– Лондон: Penquin Books, 2019. – Сборник речей Греты Тунберг.
  3. Чалдини Роберт. Психология согласия / Роберт Чалдини; [пер. Э. И. Мельник]. М.: Издательство «Э», 2017. – 400 с.
  4. https://www.theguardian.com/environment/2019/feb/13/school-climate-strik...
  5. https://en.wikipedia.org/wiki/School_strike_for_the_climate#cite_note-Cr...
  6. https://www.zeit.de/ politik/ 2019-09/ koalitionsausschuss- klimaschutz- klimakabinettklimapolitik- co2-steuer

Автор(ы): 

Дата публикации: 

20 фев 2020

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Крылов А.Ю. Механизмы изменения экологического сознания и поведения человека // Экопсихологические исследования-6: экология детства и психология устойчивого развития: сб. научных статей / отв. ред. В.И. Панов. – М.: ПИРАО; Курск: Университетская книга, 2020. – С. 47-51.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки