Личностно-деятельностный подход в воспитании и развитии учащихся младшего школьного возраста

Ковалева Татьяна Алексеевна (Рославль, Россия), учитель начальных классов МБОУ «Средняя школа № 9».

Аннотация. В статье раскрыты такие понятия, как «Воспитание», «личностно-деятельностный подход», показана его роль в воспитании и развитии младших школьников. Описаны воспитательные программы «Растить Человека» и «Дом Добрых Дел», разработанные на основе личностно-деятельностного подхода.

Ключевые слова: Воспитание,личностный подход, деятельностный подход, деятельность, программы «Растить Человека», «Дом Добрых Дел», личностно-ориентированный классный час, КТД, проекты, акции, психолого-педагогические практики.

THE PERSONAL-ACTIVITY APPROACH IN THE EDUCATION AND DEVELOPMENT OF STUDENTS OF PRIMARY SCHOOL AGE

Kovaleva Tatyana Alekseevna (Roslavl, Russia), primary school teacher of MBOU «Secondary school № 9».

Abstract. The article reveals such concepts as “education”, “personal-activity approach”, shows its role in the education and development of younger students. The author introduces educational programs “to Raise a Person” and “House of Good Deeds”, developed on the basis of personal activity approach.

Keywords: education, personal approach, activity approach, activity, programs “to Raise the Person”, “House of Good Deeds”, personality-oriented class hour, KTD, projects, actions, psychological and pedagogical practices.

Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности.

Анализируя теоретические работы отечественных ученых, педагогов, психологов, можно сделать вывод, что за основу воспитания необходимо взять систему отношений человека с миром, то есть его реальные связи с окружающей средой, в которой он живет и выстраивает свои отношения. Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь ребенку сознательно выбирать способ поведения в соответствии с ценностями – нормами, позитивно воспринимаемыми обществом [1]. Основными моральными ценностями являются честность, справедливость, человечность, которые выступают в качестве основных показателей в отношениях человека с миром. Среди этих отношений можно выделить отношения к знаниям, обществу, труду, природе, прекрасному, к себе. Все эти качества определяют уровень нравственного развития личности. «Воспитание успешно, если оно системно. Целостность природы личности требует и целостного подхода к ее воспитанию» [2].

«Сущность системного подхода заключается в том, что он является методологической ориентацией в деятельности, при которой объект познания или преобразования рассматривается как система» [4].

Личностный подход в педагогике вытекает из системного подхода.

«Личностный подход – последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как субъекту воспитательного взаимодействия. Личностный подход – базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком и коллективом» [5].

Не только теория, но и современная школьная практика доказывают, что личностный подход реализуется только при наличии гуманистической системы воспитания. Он требует от педагога знания интегративных личностных качеств, направленности личности и восприимчивости ученика к воспитанию [3].

Важно, чтобы педагог «развивал самостоятельность, инициативу воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность» [3].

Деятельность – это преобразование людьми окружающей действительности.

Деятельностный подход – это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом [5].

Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых, в реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не подает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с детьми; совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.

«Личностно-деятельностный подход заключается в совокупности его компонентов, исходит из представлений о единстве личности с ее деятельностью» [4].

«Это единство проявляется в том, что деятельность в ее многообразных формах непосредственно и опосредованно осуществляет изменения в структурах личности; личность же, в свою очередь, одновременно непосредственно и опосредованно осуществляет выбор адекватных ей видов, форм деятельности и преобразования деятельности, удовлетворяющие потребностям личностного развития» [1].

Итак, основной задачей педагога остается активное, целенаправленное, систематическое формирование личности ребенка. Это возможно лишь на основе знания нравст венных потребностей личности, мотивов, жизненных планов и ценностных ориентаций. Таким образом, системный и личностно-деятельностный подходы сосуществуют, способствуя построению целостной системы воспитания младших школьников. В процессе организации воспитательной системы работы с классом мною разработаны две воспитательные программы: «Растить человека» и «Дом Добрых Дел». В центре воспитательной работы по программе «Растить человека» стоит ребенок, индивидуальность – Я – маленький человек, отсюда название программы «Растить человека». Приоритетным видом деятельности учащихся в 3–4 классах является социально-преобразующая значимая добровольческая деятельность (основы волонтерства). Она пронизывает все направления программы.

С целью более эффективного осуществления учебно-воспитательного процесса установлено активное сотрудничество с родителями: родительские гостиные, часы всеобуча, привлечение родителей к участию в решении школьных проблем и др.

Цель программы «Дом Добрых Дел»: обогащение духовно-нравственного опыта обучающихся путем внедрения психолого-педагогических практик. Практика – разумная человеческая деятельность, основанная на сознательном целеполагании и направленная на преобразование действительности (в том числе и самого человека).

Формы личностно-ориентированного воспитания младших школьников по данным программам: личностно-ориентированный классный час (по Е.Н. Степанову); личностно-ориентированные коллективные творческие дела (КТД) (по С.Д. Полякову), акции, проектная и исследовательская деятельность, самоуправление.

В подготовке КТД, акций, проектов, исследований я ориентируюсь на развитие индивидуальности воспитанников, делаю акцент на индивидуальные вклады, на авторстве идей. Общее дело – потенциал личностного развития. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно – формирование и сплочение классного коллектива и развитие личности учащегося на основе усвоения способов деятельности. Примеры КТД: «Подарок далеким друзьям», операции «Забота», «Их имена забыть нельзя», трудовой рейд «Чистый двор», различные праздники и многое другое.

Дети принимают активное участие в акциях, посвященных лицам с ограниченными возможностями: конкретные проявления заботы об инвалидах, ветеранах, младших (социальные проекты). Разработаны совместно с детьми и проведены следующие социальные проекты: «Мы с тобой, Донбасс!», «Мы помним, мы гордимся», «И дорога будет доброй», «Поможем тем, кому сейчас плохо», «К родным истокам» и другие.

Для выявления уровня воспитанности учащихся использовался комплекс диагностических методик: «Мой герой», «Цветик-семицветик» (Г.Ф. Гаврилычев), «Пословицы» (С.М. Петрова), тестирование «Размышляем о жизненном опыте» Н.Е. Щурковой, диагностическая программа изучения уровня воспитанности (автор – М.И. Шилов) и др.

С помощью диагностических исследований, цель которых выявить уровень развития нравственного сознания, сформированности навыков нравственного поведения, уровня воспитанности младших школьников было установлено, что у детей стали более проявляться в предметно практической деятельности и формироваться такие черты характера, как целеустремленность, работоспособность, настойчивость, ответственность, а как примеры качеств, относящихся к сфере межличностного общения, – контактность, покладистость, доброта, преданность и исполнительность. Все это заметно повлияло на повышение уровня нравственной воспитанности младших школьников.

В немалой степени развитию нравственного сознания, сформированности нравственного поведения, уровня нравственной воспитанности способствовали психологопедагогические практики. Они повлияли на формирование и развитие нравственной сферы личности, формирование навыков нравственного поведения и повышение уровня нравственной воспитанности младших школьников. На основе результатов исследования сделаны следующие выводы: положительных результатов удалось добиться в процессе проводимых в системе мероприятий по программам «Растить человека» и «Дом Добрых Дел», составленных на основе системного и личностно-деятельностного подходов.

Литература

  1. Дереклеева Н.И. Классные часы по теме «Нравственность». – М., «5 за знания», 2006.
  2. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. – М., 1993.
  3. Невоструева Н.Г. Личностно-ориентированный подход в воспитании // Молодой ученый. 2015. № 24.2. С. 30–31.
  4. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М., 2000.
  5. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. редактор Б.М. Бим-Бад. – М., Большая российская энциклопедия. – 2002.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

7 июн 2019

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Ковалева Т.А. Личностно-деятельностный подход в воспитании и развитии учащихся младшего школьного возраста // Наука – образование – профессия: системный личностно-развивающий подход. Сб. статей / Под общ. ред. Л.М. Митиной. – М.: Перо, 2019. – С. 157-160.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки