Изучение особенностей экологического развития личности и коллектива в контексте субъектно-деятельностного подхода

Разделы психологии: 

Котелевцев Н.А. ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», Курск, Россия

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №19-013-00016а.

Аннотация. В статье рассматриваются особенности экологического развития личности и коллектива в контексте субъектно-деятельностного подхода. Дается определение понятия субъект. Определяются тенденции выделения эко-субъектности и раскрывается важность формирования экоцентрической направленности личности.

Ключевые слова: субъект, субъектность, экопсихологический подход.

STUDYING FEATURES OF ECOLOGICAL DEVELOPMENT OF PERSONALITY AND TEAM IN THE CONTEXT OF SUBJECT-ACTIVITY APPROACH

Kotelevtsev N.A. FSBEI of HE «Kursk State University», Kursk, Russia

Abstract. The article discusses the features of the ecological development of the individual and the collective in the context of the subject-activity approach. The definition of the concept of the subject is given. The tendencies of highlighting eco-subjectivity are determined and the importance of the formation of an ecocentric orientation of the personality is revealed.

Keywords: subject, subjectivity, ecopsychological approach.

В современном обществе, основной тенденцией, на фоне протекающих социокультурных и экономических изменений, является стремление каждого индивида к качественной жизнедеятельности. В большинстве случаев, такое стремление отражается в желании обеспечения комфорта себе и своим близким, за счет такого поведения, которое зачастую наносит существенный ущерб природе, отражая тем самым эксплуататорское отношение человека к окружающему миру.

Каждый из нас, является частью социального пространства, в котором перспективным выступает умение проявлять себя субъектом общения, отношения и непосредственной деятельности. В чём же заключается экологическое развитие личности? Почему в настоящее время все больше исследователей устремляют свой взгляд на теоретико-методологические находки современной экопсихологии? По нашему мнению, это связано с двумя глобальными факторами:

  • отмечаемой и растущей с каждым годом экологической катастрофой (уровень природы);
  • снижением «человечности» в человеке.

В основе современной экологической психологии, по мнению В.И. Панова, лежит представление об экологическом сознании, в контексте которого, человеческая жизнедеятельность должна реализовать основные принципы совместного развития человека и природы [3, с. 20]. Отсюда вытекает, что для сохранения окружающей среды и прежнего положения человека, необходимо осознание того, что человечество это и продукт развития природы, и субъект развития самой системы (Человек – Планета). Такое представление, раскрывает глубинную сущность понимания феномена развития Планеты в целом – Планета не объект (развития, познания, изменения и взаимодействия), а субъект - саморазвивающийся, саморегулирующийся и т.д. Опираясь на этот принцип, В.И. Панов говорит о том, что и сам человек: «…должен рассматриваться не просто как часть природы, а как онтологический субъект ее эволюции – как такая активно действующая, саморазвивающаяся и самоосознающая себя часть природы, которая реализует в своем самоосуществлении общие (универсальные) закономерности, обеспечивающие самоосуществление природы в целом» [3, с. 20].

Сами причины экологического кризиса в таком случае кроются в непосредственных особенностях формирования как сознания, так и мышления человека, так как потребительское отношение переносится не только в сферу взаимодействия с окружающей природой, но и во взаимоотношения к окружающим. Такие проявления мы наблюдаем в: снижении стремления подрастающего поколения к взаимопомощи и поддержке; развитии эгоцентрической направленности личности; приоритете материального бытия над нравственными ориентирами; индивидуализации трудовой деятельности и т.д. Превалирование тезиса о том, что человеку необходимо использовать природу в такой мере, в какой она принесёт ему максимально полезный результат, привело к формирования устойчивого представления, которое пронизывает все сферы жизнедеятельности, тем самым выступая основной причиной глобального экологического кризиса [2]. По мнению современных исследователей, главным стремлением человека в рамках его экологического развития, должно выступать стремление к формированию личности ЭКОцентрической направленности.

Экоцентрический тип сознания характеризуется тем, что человек выступает активным субъектом взаимодействия с природой (относясь к ней не как к объекту взаимодействия, а как к субъекту совместной ко-эволюции), где центральным императивом выступает – «…по отношению к природе разрешено только то, что не нарушает экологического равновесия» [4, с. 20]. Получается, что экологическое сознание это некоторое системное качество психики человека, которое не только возникает в процессе непосредственного взаимодействия человека с окружающей средой, но и позволяет проявить высшую степень идентификации себя с окружающим миром (через ощущение единства собственной природы и природы окружающего мира), тем самым принимая на себя ответственность не только за собственное становление и развитие, но и за становление и развития всего окружающего. По мнению В.И. Панова, такая парадигма приводит к формированию «экологического субъекта» - когда человек и Планета выступают субъектами общего развития [4, с. 20].

Определив теоретико-методологические основы определения экологического развития личности, более подробно остановимся на концепции субъектно-деятельностного подхода. Так, в отечественной психологической науке, понятия «субъект» и «субъектность» выступают в качестве общефилософских категорий, которые находят свое отражение в определении роли человека в современно мире, а также, выступает триггером способности человека к целенаправленному самоопределению и активной деятельности. Категория субъектности, позволяет нам рассматривать человека как некоторое единое начало социальных, природных и духовных составляющий (что значительно расширяет возможности его познания).

Как говорит К.А. Абульханова-Славская, рассматривая субъект с точки зрения психологии: «…субъект не есть эталон и предел совершенствования… и в этом смысле состоит его специфика и … жизненная задача» [1, с. 147]. В данном высказывании важным выступает понимание сущностной характеристики субъекта не столько как некоторого наивысшего эталона развития личности (или группы), а как непосредственное активно-устойчивое стремление к идеалу, которое реализуется в ходе направленного решения всего многообразия возникающих перед человеком (или группой) задач, что в конечном итоге способствует формированию собственно-субъектных качеств. Такие качества, в конечном счёте интегрируются в структуру личности.

Личность, приобретает качества субъекта только в ходе своей активности, через усвоение и накопление опыта деятельности, при этом отыскивая всё более эффективные паттерн-модели успешного решения проблемных противоречий различного характера. Ситуации жизнедеятельности, вызывающие напряжение и сложности, оказываются существенными факторами, способствующими нормально-развивающуюся личность мотивировать на трансформацию своих навыков и владений, для достижения лучшей гармонии с социальной и природной средой, тем самым внося в структуру личности новые представления. Это может служить основополагающим фактором экологического развития как самой личности, так и коллектива.

По нашему мнению, перспективным для формирования экоцентрического сознания, выступает включение молодежи в такую социальную среду, которая по своим характеристикам превосходит обычные условия, но несёт в себе концепт эко-субъектного развития личности и коллектива. Такой средой может выступать «социальный оазис», который по А.С. Чернышеву определяется как «… социум, отличающийся от обычной среды более высокими по содержанию и интенсивности характеристиками совместной деятельности и общения, эмоционально и интеллектуально насыщенной атмосферой сотрудничества и созидания» [5, с. 28]. Именно целенаправленное включение молодежи в такой вид социальной среды, позволяет не только развивать социально-ценные качества личности, но и формирует внутреннюю направленность на экологическое развитие, со-субъектность с коллективом, обществом, природой, Планетой.

В рамках проводимого нами экспериментального исследования, мы определили субъектность как психологическое свойство личности: «… которое позволяет аккумулировать энергетический потенциал всех психических процессов (а также высшей нервной деятельности), для достижения наиболее эффективных результатов решения задач на внутреннем и внешнем уровнях, с последующим их развитием» [2, с. 2]. Следуя данному подходу, мы можем рассматривать субъектность личности и группы не как сумму отдельных психических свойств, а как новое интегративное свойство, которое в процессе реализации совместной деятельности позволяет определить общий уровень эффективности адаптационного поведения (как человека, так и группы) к меняющимся условиям (в том числе и экстремальным), сохраняя целостной структуру всех психических процессов. Такое интегративное свойство, позволяет на более успешном уровне решать возникающие жизненные ситуации (повышая стрессоустойчивость и общие способности к социализации личности и группы).

В итоге, нами было выдвинуто гипотетическое положение о том, что приобретение личностью и группой статуса эко-субъекта обеспечивается комплексом внешних и внутренних условий, таких как:

  • включение групп в социальные среды с большими воспитательными возможностями;
  • введение различных форм организации совместной деятельности (совместноиндивидуальная, совместно-последовательная, совместно-взаимозависимая);
  • положительная мотивация включенности группы в другие социальные организации;
  • установка личности и группы на совершенствование совместной активности.

В качестве основных критериев развития группы как субъекта, мы выделяем:

  • способность группы к организации и реализации эффективной совместной деятельности;
  • общий уровень социально-психологического развития группы;
  • степень соотношения индивидуального и группового сознания в исследуемых группах.

По нашему мнению, формирование у группы и включенных в неё индивидов субъектных качеств, приводит не только к развитию обозначенных выше параметров, но и формирует новый уровень направленности личности и группы – на активное созидающее взаимодействие (что и лежит в основе эко-сознания и эко-субъектности).

Для изучения особенностей экологического развития личности и коллектива в контексте субъектно-деятельностного подхода, нами были выделены три возрастных группы респондентов: обучающиеся осваивающие программы основного общего образования (8 групп обучающихся 6-9 классов); обучающиеся осваивающие среднее профессиональное образование (6 групп первых курсов СПО); обучающиеся осваивающие высшее образование (бакалавриат) (6 групп 1-4 курсов). Для реализации естественного-формирующего эксперимента, нами в жизнедеятельность групп внесены некоторые изменения, которые напрямую соотносятся с основными позициями концепции построения развивающей социальной среды по Л.И. Уманскому-А.С. Чернышеву. На базе образовательных организаций, были созданы психологические кружки проекта «Psy-Laboratorium», в рамках которого, проходит социальное обучение, психологическое просвещение обучающихся, а также, организовываются специальные мероприятия, направленные на развитие внутригруппового взаимодействия и согласованности действий. В процессе организации таких занятий, мы опираемся на принципы построения развивающих социальных сред по Л.И. Уманскому и А.С. Чернышеву [5].

В процессе занятий, обучающимся предлагаются новые формы активного взаимодействия, реализуется программа социального обучения, расширяется спектр совместной деятельности, что в конечном итоге, способствует формированию пред-субъектных и собственно субъектных качеств личности и группы.

Оценивая имеющиеся данные (так как экспериментальное исследование продолжается), можно сделать следующие заключения.

Во-первых, в исследуемых группах, наблюдаются положительные динамические сдвиги в уровне социально-психологической зрелости. Такая тенденция, наблюдается в 78% изученных групп, в то время как у 22% существенных изменений не выявлено. Тем не менее, положительным результатом является отсутствие регрессии в уровне социальнопсихологической зрелости.

Во-вторых, у респондентов на уровне мнений и поведения, мы отмечаем некоторые изменения. Так, 57,8 % стремятся к активному взаимодействию, 42,2 % проявляют лидерские качества в решении сложных ситуаций (чего не отмечалось до начала экспериментального исследования). Следует подчеркнуть, что такое взаимодействие носит созидательный характер, тем самым позволяя и личности, и группе успешно социализироваться в современно обществе.

В заключении, хотелось бы отметить, что проблема экологического развития личности и группы в современно обществе, с каждым годом становится все более актуальной, так как на фоне процессов глобализации и эксплуататорского подхода, большая часть молодежи остается «за бортом» жизни, не умея правильно актуализировать свои внутренние ресурсы и не правильно взаимодействия с ресурсами окружающего мира, что в свою очередь приводит к десоциализации и нарушению адаптивного поведения.

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности. (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): избр. психол. тр. М., 1999. 224 с.
  2. Котелевцев Н.А. Современные представления о формах организации совместной деятельности в контексте субъектно-деятельностного подхода (на примере изучения временных молодежных коллективов детских центров курской области) / Н.А. Котелевцев // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. № 4 (48). 2018 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http:// http://scientificnotes.ru/pdf/053-041.pdf (дата обращения: 25.01.2020).
  3. Панов В.И. Субъектность в контексте экопсихологического подхода к развитию психики [текст] / В.И. Панов // Образование и саморазвитие. 2015, №3 (45). С.10-18. Ноосферные исследования. – 2017. Выпуск 2 (18). С. 17–30.
  4. Панов В.И. Экологическое сознание в парадигмальном контексте понятия «Природа» // Ноосферные исследования. – 2017. Выпуск 2 (18). С. 17–30.
  5. Чернышев А.С., Лобков Ю.Л., Сарычев С.В., Скурятин В.И. Социально одаренные дети: путь к лидерству (экспериментальный подход). 2-е изд., испр. и доп. Воронеж: Кварта, 2007. – 210 с.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

20 фев 2020

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Котелевцев Н.А. Изучение особенностей экологического развития личности и коллектива в контексте субъектно-деятельностного подхода // Экопсихологические исследования-6: экология детства и психология устойчивого развития: сб. научных статей / отв. ред. В.И. Панов. – М.: ПИРАО; Курск: Университетская книга, 2020. – С. 43-47.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки