Интроспекция психолога вуза как необходимое условие его успешной деятельности

Ситнова Ирина Валерьевна - кандидат социологических наук, доцент кафедры Морально-психологического обеспечения ГОУ ВПО «Донецкое высшее общевойсковое командное училище», г. Донецк.

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические основы формирования успешной деятельности психолога, проводится анализ угроз, стратегий, психоаналитических перспектив и связанный с этим контроль профессионального уровня компетенций психолога методом интроспекции.

Ключевые слова: психологическая зрелость, угрозы, интроспекция.

INTROSPECTION OF A PSYCHOLOGIST OF A UNIVERSITY AS A NECESSARY CONDITION OF ITS SUCCESSFUL ACTIVITY

Sitnova Irina Valerievna - Phd of Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of Moral and Psychological Support of "Donetsk Higher Combined Arms Command School", Donetsk

Abstract The article examines the theoretical foundations of the formation of the successful activity of a psychologist, analyzes the threats, strategies, psychoanalytic perspectives and the related control of the professional level of the psychologist's competence by the method of introspection.

Keywords: psychological maturity, threats, introspection.

На сегодняшний день резко возрастает количество актов самостоятельного функционирования психолога, связанных с проблемными ситуациями профессиональной деятельности. Успешная деятельность военного психолога связана, во-первых, с возрастанием значимости личных качеств, которые формируются как реакции на свои собственные качества и формы поведения; во-вторых, с усилением обращённости к собственному психологическому потенциалу в сложных ситуациях взаимодействия и личностного роста; в-третьих, с усилением чувствительности к «рефлексивному проявлению» профессиональной активности.

Выражение профессиональной успешности психолога связано с реагированием на общественный запрос на результат, потребности профессионального саморазвития психолога Вуза.

Одним их важнейших требований к психологу ВУЗа выступает требование осознания собственных проблем, реакций и их возможных влияний на личность самого психолога. Сюда входит, во-первых, овладение навыками анализа своей деятельности как профессионального психолога и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психологического состояния; во-вторых, овладение навыками комплексного профессионального воздействия на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуации в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психологического функционирования человека; в-третьих, проведение психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений с целью выявления возможностей использования инновационных психологических технологий в различных сферах жизнедеятельности и др.

Выбор направления психологической работы обуславливает выбор соответствующих методик. Так, в юнгианском анализе и арт-терапии чаще всего используют проективные методики, такие как ассоциативные метафорические карты, работа с глиной, песком, красками, анализ мифов, сказок. В когнитивно-поведенческой и семейной терапии часто делают акцент на различные упражнения, домашние задания, работают с когнитивными искажениями восприятия, дезадаптивными убеждениями, привычками. В психоанализе применяют метод свободных ассоциаций, толкования сновидений, анализа переноса и контрпереноса. Любая техника должна применяться адекватно психотерапевтической ситуации в целом. Так же очень важно, чтобы техники применялись не изолированно друг от друга, а в контексте какой-то методологии.

Профессионально-значимыми качествам психолога ВУЗа являются: коммуникативная компетентность; референтность и способность к самопознанию; эмпатийность; эмпатийная устойчивость и стрессоустойчивость; ответственность; субъектность; тактичность и толерантность; гибкость мышления и поведения; креативность; способность принимать решения; наблюдательность.

В структуру профессиональных компетенций, по мнению Климова, включены компоненты, обозначающие его ка к целостное явление (индивидуальность, личность, индивида, субъекта деятельности), образ мира представителя конкретной профессии, направленность и творчество, его праксис и гносис, его информированность о профессии, знания, опыт и культуру профессионала, его психодинамику и эмоционально волевую регуляцию в осложнённых профессиональных ситуациях [4].

Профессионализм психолога определяется его способностью учета функциональных особенностей бессознательного и владением инструментальными аспектами объективирования взаимосвязей между указанными сферами.

Высшим уровнем мастерства психолога ВУЗа является развитие в себе навыков интроспекции в аспекте осуществления самоанализа профессиональной деятельности, которые заложены в собственной психокоррекции и связаны с развитием самоосознания и прогностичных умений в аспекте раскрытия причин нарушения взаимосвязей между сознанием и бессознательным, их рассогласованности на глубинном уровне.

Интроспекция – это метод самонаблюдения за функционированием собственной психики. Интроспекция может проводиться только одним человеком над самим собой, чтобы узнать то, что чувствует другой человек, представляя самого себя на месте этого человека, увидеть себя в тех же условиях, и понаблюдать за собственным состоянием, за своими реакциями и сделать выводы об ощущениях, мыслях и чувствах другого человека. И поскольку самонаблюдение – это особая деятельность. Она требует длительного упражнения.

Последовательность и непрерывность процесса личностной коррекции, который трансформируется в интроспекцию, обеспечивает способность владеть ситуацией «здесь и теперь», эмпатийно чувствовать эмоциональное состояние человека, способствуя росту необходимых профессиональных качеств, и ведет к позитивной профессиональной идентичности.

Психика функционирует по строго заданным алгоритмам, которые можно свести к множеству и целостности функционирования. Любые попытки внести изменения из вне обречены на провал, произойдёт самовосстановление на несколько ином уровне (на уровне гомеостаза – внутреннего постоянства), сохраняя стабильную целостность во имя его дальнейшего функционирования. Психический мир человека сложен, и только сам человек может осознать слой за слоем свой внутренний психический мир, не вмешиваясь в его работу, а лишь наблюдая.

Выделяют три функции интроспекции [3]:

  1. Образовательную – формирование и развитие умений и навыков, понимания и способностей работать.
  2. Поддерживающую, подразумевающую противостояние под влияниям со стороны защитных механизмов и перенос их в сферу копинг-стратегий (работа с психотерапевтическим процессом, исследование психодинамических параметров, включая перенос, контрперенос, сопротивление).
  3. Направляющую – имеющую функцию контроля над собственной личностью с помощью рефлексивного анализа поступков и реакций окружающих.

Основным методом интроспекции можно считать «технику стульев», которая используется в тех случаях, когда необходимо выразить две или более противоборствующих тенденции в какой-либо межличностной ситуации. Стулья используются, чтобы представить каждую из альтернатив мнений между общающимися личностями. Человек принимает на себя разные роли, садясь на разные стулья, интервьюируя себя в каждой из ролей, что помогает принять ему решение. Вместо молчаливого вспомогательного «эго», может использоваться вспомогательный стул, которому придаются роли значимых других, или частей самого себя (уверенной или застенчивой). Стул служит нейтральным вспомогательным «эго», ему легко говорить что угодно, и проецировать на него что угодно, и при этом на интроспектирующую личность не воздействуют личностные характеристики живых вспомогательных «эго». Со стулом можно многократно меняться местами, стулья позволяют дать выход эмоциям, их можно толкать, бить, обнимать, двигать, устанавливать эмоциональный тон и задавать вопросы по поводу происходящего. Их можно называть именами и формировать в мыслях поведение, характерное данным именам.

Искусство психолога ВУЗА во многом зависит от его личностных особенностей. Никто не рождается психоаналитиком, им становятся, работая над собой погружая себя в ситуации эксперимента. Любознательность, живость ума и потребность в обратной связи, гармонично сочетающиеся с умением трезво анализировать, – необходимые и наиболее ценные черты психолога ВУЗа.

Литература

  1. Булюбаш И.Д. Основы супервизии в гештальт-терапии. М.: Издательство Института Психотерапии, 2003.
  2. Винер Дж., Майзен Р., Дакхем Дж. Супервизия супервизора: практика в поиске теории. М.: Когито-Центр, 2006.
  3. Кулаков С.А. Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии. СПб.: Речь, 2002.
  4. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Воронеж. 1996.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

20 мая 2021

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Ситнова И.В. Интроспекция психолога вуза как необходимое условие его успешной деятельности // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сб. материалов XXVI Междунар. симпозиума / Отв. ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой – М.: ФГБНУ ПИ РАО, 2021. – С. 178-180.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки