Индивидуальные особенности принятия правовых нормативов

Разделы психологии: 

В.Т. Козлова, Н.А. Ференс Учреждение РАО «Психологический институт», г. Москва

Данное исследование выполнялось в рамках концепции социальнопсихологических нормативов, предложенной К.М. Гуревичем. Эта концепция получила свое развитие при создании тестов умственного развития, предназначенных для разных образовательно-возрастных групп школьников и взрослых людей. Она также может быть успешно применена при разработке подходов к диагностике личности.

В психике каждого индивида любые нормативы представлены в той степени, в какой он к ним относится. Конечно, нормативы усваиваются под влиянием окружения (становятся знаемыми и осознанными). Но происходит не только это: формируется и отношение к ним, и это отношение тоже опосредовано как социумом, так и личным опытом. Отношение человека к разным сторонам действительности, с которой ему изо дня в день по разным причинам и в разных его ролях приходится взаимодействовать, и составляет сущность его личности (А.А. Бодалев и В.Н Мясищев). Сущностью личности можно считать и отношение человека к нормативам. Таким образом, в качестве базовой личностной черты (фактора личности), которую стоит выделить и измерять, предлагается считать отношение человека к нормативам, или нормативопринятие (М.К. Акимова).

Среди нормативов личностного развития особое место занимает такое понятие, как законопослушание, которое выступает как нормативно выраженный способ взаимодействия людей друг с другом и с обществом в целом. Оно базируется на уважении к закону и на страхе перед неотвратимостью наказания.

В законопослушании находят свое отражение не только юридические, но и нравственные составляющие: человек не совершает противоправных действий в большей степени не потому, что предвидит соответствующее наказание, а именно потому, что сам считает этот поступок недостойным, опасным, противоречащим жизненным принципам, системе ценностей и т.д. В этом, собственно, и проявляется взаимосвязь юридических и нравственных нормативов. Именно нравственная сторона жизни людей, духовные принципы и ценности превращают человека в законопослушную и социально активную, а подчас и творческую личность. Личность, способную автоматически придерживаться определенных ограничений, не позволяющих строить собственное благополучие на прямом обмане и грабеже ближнего.

Законопослушание является важным элементом в структуре обыденного правосознания человека, которое формируется стихийно в повседневной практике людей, как эмпирическое отражение правовой и взаимосвязанной с ней нравственной сторон жизни общества. Таким образом, законопослушание отражает правовую культуру личности. Правовая культура, являясь частью культуры в целом, в той или иной степени присуща как обществу, так и отдельным индивидам.

Был разработан опросник, направленный на выявление особенностей отношения молодежи к юридической стороне законопослушания (к праву, законам). Основой для разработки опросника послужили исследования, проводившиеся в рамках юридической науки, в которой принято выделять несколько видов деформации индивидуального правосознания: правовой инфантилизм, правовой негативизм, правовой идеализм, правовой эгоцентризм (Малиновский, 2008).

Для правового инфантилизма характерна несформированность правового сознания, которая обнаруживает себя в низкой юридической осведомленности, в отстраненности от права и безразличии к нему. У субъекта отсутствует четкая установка на совершение как правомерных, так и неправомерных поступков.

Правовой негативизм характеризует скептическое отношение к праву как универсальному регулятору общественных отношений, поскольку существуют и другие социальные регуляторы, которыми можно пользоваться (нормы нравственности, обычаи, религиозные нормы, корпоративные кодексы поведения). Однако подчеркивается, что у субъекта отсутствуют установки на совершение правонарушений.

Правовой идеализм – субъект возлагает на право возвышенные, несбыточные надежды, верит в его всесильность. Правовой эгоцентризм – это такая деформация правосознания, когда субъект свои интересы ставит выше интересов других людей. Для такого человека право «свято» лишь до тех пор, пока ему по пути с законом (И.А. Ильин). Он признает право лишь односторонне, пока оно соответствует его интересам.

В разработанном опроснике рассмотренные виды правосознания были использованы в качестве шкал, выявляющих у испытуемых подобные феномены. Особенности отношения человека к такому правовому нормативу, как законопослушание, напрямую зависят от степени выраженности у него этих искажений.

Опросник состоит из 20 утверждений закрытого характера. Испытуемый дает ответы, используя шкалу «согласен; скорее, да; скорее, нет; не согласен». Вопросы составлены таким образом, что в одних случаях баллы 4 и 3 приписываются отрицательным ответам, а баллы 1 и 2 – положительным, а в других случаях – наоборот (баллы 4 и 3 – положительным ответам, а баллы 1 и 2 – отрицательным).

У каждого испытуемого подсчитываются общий балл и баллы по каждой шкале, а также их процентные показатели. Чем выше балл (или процент), тем больше склонность к деформации правового сознания. Это, в свою очередь, означает, что отрыв реального законопослушания от социально требуемого правового норматива увеличивается.

Были получены результаты, характеризующие особенности отношения молодежи к правовому нормативу. Выборку составили студенты московских вузов в количестве 82 человек. Был выбран условный критерий, по которому можно было судить о наличии или отсутствии искажений в правовой сфере: показатели на уровне 65% и выше рассматривались как значительные отклонения в сторону искажений, а на уровне 35% и ниже – как незначительные.

Исследование показало, что в молодежной выборке принятие правового норматива в целом находится на среднем уровне. Данной выборке также свойственны все виды рассматриваемых нами искажений правого сознания (правовой инфантилизм, правовой негативизм, правовой идеализм, правовой эгоцентризм). Однако следует отметить, что уровни выраженности этих искажений существенно различаются.

Самый низкий уровень искажений был получен по первой шкале – правовой инфантилизм. Только 4% испытуемых получены результаты, говорящие о наличии у них этой деформации в правосознании. У 38% испытуемых она отсутствует. Остальные испытуемые в большей или меньшей степени продемонстрировали средний уровень подобного искажения. Это говорит о том, что для молодежи характерна потребность в юридической осведомленности, в наращивании знаний о нормах права, а также определенная готовность поступать в соответствии с правовыми предписаниями.

Самый высокий уровень деформации правосознания был зафиксирован по второй шкале – правовой негативизм. Здесь 61% испытуемых не рассматривают право в качестве универсального регулятора общественных отношений. Ему противопоставляются нравственные нормы, корпоративные кодексы поведения, а также акцент делается на чувстве справедливости. Только у 2% испытуемых эта деформация отсутствует. Остальные испытуемые имеют средний уровень проявления данного искажения.

Результаты по шкале 3 – правовой идеализм – показали, что для молодежи более свойственно проявление правового реализма, чем правового идеализма. Высокий уровень правового идеализма выявлен только у 10% испытуемых. У 17% этот уровень низкий. Остальные испытуемые демонстрируют умеренные взгляды на этот феномен. Выражение «Да свершится правосудие, даже если погибнет мир» многие оценивают отрицательно.

По шкале 4 – правовой эгоцентризм – случаи прагматичного отношения к праву, говорящие о проявлении эгоцентрических тенденций у молодежи, отмечаются у 16%. У 11% эти тенденции отсутствуют. У остальных испытуемых подобная деформация правосознания представлена в средней степени.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

26 ноя 2011

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Козлова В.Т., Ференс Н.А. Индивидуальные особенности принятия правовых нормативов // Дифференциальная психология и дифференциальная психофизиология сегодня: Материалы конфер., посвященной 115-летию со дня рождения Б.М. Теплова, 10–11 ноября 2011 г. / Под ред. М.К. Кабардова. – М.: Смысл, 2011. – С. 174-176.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки