Индивидуально-психологические различия и эмоциональная регуляция профессиональной деятельности

О.Н. Доценко Институт психологии РАН;
И.Н. Бондаренко Учреждение РАО «Психологический институт», г. Москва

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 11-06-01088а)

Проблема изучения индивидуальных различий (Теплов, 1957; Небылицын, 1966; Гуревич, 1970; Русалов, 1985; и др.) продолжает оставаться актуальной в психологии труда и инженерной психологии. Б.М. Теплов придавал существенное объяснительное значение типам нервной системы, исходя из того, что они относятся к внутренним условиям формирования индивидуально-психологических свойств. Он рассматривал темперамент в связи с проявлением его в поведении и придавал важнейшее значение «вопросу об индикаторах основных типологических свойств: силы процессов возбуждения и торможения и их подвижности» (Теплов, 1955). Б.М. Теплов не раз подчеркивал, что знание индивидуальнопсихологических различий необходимо для сближения психологии с жизнью, с практикой (Лейтес, 1982).

Труды отечественных психологов (Рубинштейн, 1946; Вилюнас, 1974; Додонов, 1979; Конопкин, 2006; и др.) содержат теоретическое обоснование места и роли эмоций в деятельности человека. В работах С.Л. Рубинштейна раскрываются вопросы об активном участии субъективных переживаний в регуляции деятельности, о соотношении эмоций и мотивации. Изучение эмоциональных феноменов занимает важное место во всех теориях темперамента. Посредством эмоциональных переживаний человек субъективно выделяет события, которые затрагивают его устремления, ценностные ориентации, цели, интересы, идеалы, – то есть главные смыслообразующие ориентиры, соответствующие ведущим мотивам. Представления о неразрывной связанности ведущих мотивов и эмоциональных переживаний нашли свое отражение в разработанной Б.И. Додоновым (1979) концепции эмоциональной направленности. Субъективно «ценные» переживания, возникающие в профессиональной деятельности, могут способствовать успешности самой деятельности при соответствии требований профессии и эмоциональной направленности личности профессионала. Влияние эмоциональной сферы на успешность профессиональной деятельности может носить позитивный характер, проявляясь в удовлетворенности профессиональной деятельностью, высокой процессуальной мотивации, увлеченности. Негативный характер влияния проявляется в снижении перечисленных выше показателей профессиональной деятельности, высокой степени выраженности синдрома выгорания. Требования различных типов профессий к эмоциональной сфере специалистов носят дифференцированный характер. В социотехнических профессиях роль эмоциональной сферы имеет значимый характер и является практически не изученной в эмпирическом плане.

Целью исследования является изучение эмоциональных процессов как регуляторов профессиональной деятельности, обеспечивающих субъективную успешность посредством эмоциональной направленности, темпераментальных характеристик и мотивов профессиональной деятельности.

Выборку исследования составили представители социотехнических профессий, операторы энергосистемы – 96 мужчин, возраст: 25–69 лет (М=39,9, σ=10,9); стаж работы 1–36 лет (М=10,6, σ=8,7).

В качестве эмпирических методов для выполнения поставленных задач применялись тестирование и анкетирование. Были использованы следующие методики: опросник Я. Стреляу (RTS), «Павловский опросник темперамента», опросник Б.И. Додонова на выявление типов эмоциональной направленности личности, методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко, методика Н.Е. Водопьяновой «Профессиональное выгорание» на основе модели К. Маслач и С. Джексон, анкета для оценки удовлетворенности профессиональной деятельностью. Для исследования мотивации применялся опросник, разработанный для операторов энергетической отрасли, «Мотивы профессиональной деятельности».

Анализ полученных данных показал индивидуальные различия в эмоциональной регуляции профессиональной деятельности. Корреляционный анализ позволил выделить эмоционально-мотивационный функциональный блок, включающий темпераментальные характеристики, эмоциональную направленность и мотивы профессиональной деятельности. Структурограммы, образованные позитивными корреляционными связями для каждого из элементов функционального блока, выявили ядерные переменные: альтруистический тип эмоциональной направленности – «мотивы социальной значимости и престижа» ─ «сила по возбуждению нервной системы». Ядерные переменные в совокупности составляют устойчивое образование, активно регулируя профессиональную деятельность.

Важно отметить значимые положительные связи между эмоциональным удовлетворением от содержания профессиональной деятельности и темпераментальными характеристиками, особенно тесные связи с показателями «сила по возбуждению нервной системы», «уравновешенность». Показатели эмоционального удовлетворения от содержания профессиональной деятельности также имеют значимые положительные связи с альтруистическим, гностическим и пугническим типами эмоциональной направленности и с показателями «мотивы социальной значимости и престижа», «познавательные мотивы» и «утилитарные мотивы». Данные взаимосвязи дают представление о гармоничном сочетании показателей эмоционально-мотивационного блока для успешной профессиональной деятельности операторов энергосистемы.

Среди показателей выгорания определены ядерные переменные: «неудовлетворенность собой» (методика В.В. Бойко) и «редукция профессиональных обязанностей» (успешность профессиональной деятельности) (методика Н.Е. Водопьяновой), имеющие наиболее тесные связи с ядерными переменными – с выраженностью альтруистического типа эмоциональной направленности, с показателями «мотивы социальной значимости и престижа», и показателем «сила по возбуждению». Эмоциональное истощение и неудовлетворенность собой отрицательно связаны со всеми темпераментальными характеристиками.

С помощью кластерного анализа выделены четыре эмпирических типа для данной группы специалистов: «успешный», «эмоциональный», «выгоревший», «неуспешный» – различающиеся по темпераментальным характеристикам, выраженности эмоциональной направленности, показателям мотивов профессиональной деятельности, удовлетворенности профессиональной деятельностью и показателям выгорания. Дискриминантный анализ показал достоверность различия респондентов с помощью данного набора переменных (λ-Вилкса = 0,044, р<0,001). Данные типы соответствуют четырем уровням самооценки профессиональной успешности (показатель «редукция профессиональных обязанностей») – высокому, умеренному, низкому и очень низкому.

Эмоциональная регуляция профессиональной деятельности определяется как сложный интегральный процесс, пронизывающий все уровни психической регуляции. При оптимальном соответствии показателей эмоциональномотивационного блока специалиста и требований профессии влияние эмоциональной сферы на успешность профессиональной деятельности может носить позитивный характер, проявляясь в удовлетворенности профессиональной деятельностью, высоких показателях мотивов профессиональной деятельности, в высокой самооценке профессиональной эффективности. Напротив, при несоответствии показателей эмоционально-мотивационного блока и требований профессии проявляется негативный характер влияния – в снижении перечисленных выше показателей профессиональной деятельности и высоком уровне синдрома выгорания.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

26 ноя 2011

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Доценко О.Н., Бондаренко И.Н. Индивидуально-психологические различия и эмоциональная регуляция профессиональной деятельности // Дифференциальная психология и дифференциальная психофизиология сегодня: Материалы конфер., посвященной 115-летию со дня рождения Б.М. Теплова, 10–11 ноября 2011 г. / Под ред. М.К. Кабардова. – М.: Смысл, 2011. – С. 136-138.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки