Флюидный интеллект в структуре когнитивных характеристик

О.С. Алексеева, И.Е. Ржанова Психологический институт РАО, Москва
Ю.А. Бурдукова Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва

Исследование посвящено поиску места флюидного интеллекта в общей структуре когниций. Были оценены связи интегральных показателей теста интеллекта Кауфманов (KABC-II) c общим показателем. Кроме того, были проанализированы связи субтестов флюидного интеллекта «Последовательность картинок» и «Завершение логической последовательности» с другими субтестами теста Кауфманов. Было получено, что составляющие флюидного интеллекта связны с показателями кратковременной и долговременной памяти.

This target article considers the relation of fluid cognitive functioning to general intelligence. «Story completion» and «Pattern reasoning» are fluid intelligence’s subtests of the Kaufman Assessment Battery for Children, Second Edition (KABCII). Significant relationships exist between constructs fluid intelligence’s and each of the following capacity: short-term memory capacity and long-term memory capacity.

Ключевые слова: флюидный интеллект, когнитивные характеристики
Keywords: fluid intelligence, fcognitive functioning

Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 18-013-01179.

Целью нашего исследования было выявить взаимосвязи показателя флюидного интеллекта с другими когнитивными способностями. По современным представлениям, флюидный интеллект тесно связан с кратковременной памятью, скоростью обработки информации и рабочей памятью. Это было описано, как во взрослом возрасте [Conway et al, 2002], так и на детской выборке [Fry & Hale, 2000]. Тем не менее, не до конца прояснен вопрос о месте флюидного интеллекта в структуре когнитивных характеристик. С одной стороны, исследователи описывают его, как составляющую общего интеллекта [Kvist & Gustaffson, 2008], с другой стороны, его связь с рабочей памятью дает возможность относить его к функциям префронтальной коры [Kane & Engle, 2002; Hornung et al, 2011].

В нашем исследовании мы оценивали флюидный интеллект в структуре общего интеллекта с помощью теста Кауфманов и рассматривали связи интегральных показателе теста.

Выборка: Выборку исследования составили 61 ребенок, средний возраст 12,9 лет, стандартное отклонение - 3,2. 29 человек - девочки, 32 - мальчики.

Методы: Для оценки уровня общего когнитивного развития и уровня флюидного интеллекта использовался тест интеллекта Кауфманов второй редакции (Kaufman Assessment Battery for Children Second edition) [Kaufman & Kaufman, 2004].

В тесте К-АВС II использовалось 4 индекса: Индекс кратковременной памяти (Short-Term Memory), индекс долговременной памяти (Long-Term Storage and Retrieval), Индекс зрительной обработки информации (Visual Processing), и индекс флюидного интеллекта (Fluid reasoning). Кроме того, подсчитывался общий суммарный балл (IQ).

Индекс кратковременной памяти (Gsm), в тесте К-АВС II включает субтесты «Повторение цифр» (Number Recall), «Порядок слов» (Word Order).

«Повторение цифр» (Number Recall). Ребёнку нужно повторить за экспериментатором последовательность цифр в том же порядке.

«Порядок слов» (Word Order). Ребёнок должен указать на силуэты знакомых объектов в той же последовательности, в какой экспериментатор называет эти объекты. В сложных пробах между предъявлением и воспроизведением вводится интерференция: ребёнку нужно назвать цвета изображённых на картинке квадратов.

Индекс долговременной памяти (Glv) включает субтесты «Атлантис» и «Ребус». Для оценки обучаемости (возможности усваивать достаточно большой объём нового материала) используются задания, требующие воспроизвести бессмысленные названия изображений - объектов и смысловые названия изображений – символов.

«Атлантис» (Atlantis). Ребёнку предлагается запомнить, а впоследствие воспроизвести бессмысленные названия (имена) изображений (рыб, растений, ракушек).

«Ребус» (Rebus). Ребёнку предлагается запомнить, а впоследствии воспроизвести смысловые названия изображений (символов предметов, действий, времени).

Индекс зрительной обработки информации (Gv), в тесте КАВС II включает субтесты «Треугольники» (Triangles), «Ровер» (Rover), «Подсчет блоков» (Block Counting). Субтест «Треугольники» предъявлялся детям до 13 лет, после 13 лет дети проходили субтест «Подсчет блоков».

«Треугольники» (Triangles). Ребёнку нужно сложить из нескольких одинаковых резиновых треугольников (синих с одной стороны и жёлтых с другой) абстрактную фигуру по образцу на картинке.

«Ровер» (Rover). Ребенку предъявляется игровое поле, поделенное на клетки. Ребёнок должен найти наименьшую «дорогу» (наименьшее количество ходов по клеткам в буклете) для собаки (Ровера) к косточке, соблюдая правила (нельзя заходить на клетки с изображением кустов, также необходимо считать ход на клетку с изображением камня за 2).

«Подсчет блоков» (Block Counting). Ребенку нужно сказать, из какого количества частей (однотипных трехмерных блоков) построены изображённые в альбоме фигуры.

В индекс флюидного интеллекта (индекс флюидного интеллекта (Gf) входит 2 субтеста «Последовательность картинок» и «Завершение логической последовательности». Для исследования планирования используются невербальные задачи, требующие формулировки и оценки гипотез: продолжение и дополнения ряда картинок, выстраивающихся в историю, и последовательности картинок, создающих ряд по определённому алгоритму.

«Последовательность картинок» (Story Completion). Ребёнку необходимо дополнить ряд сюжетных картинок, изображенных в альбоме, недостающими из предложенных карточек.

«Завершение логической последовательности» (Pattern Reasoning). Ребёнка просят продолжить, дополнить ряд предъявляемых последовательностей изображений по определённому алгоритму.

Для анализа полученных результатов использовался коэффициент корреляции Спирмена. Подсчета результатов проводился при помощи статистических программ SPSS и Statistica.

Результаты

Корреляционный анализ выявил, что показатель флюидного интеллекта значимо связан с общим интеллектом (0,69) и с показателем долговременной памяти (0,39).

Таблица 1. Связи интегральных показателей и показателя общего теста Кауфманов

Шкалы Gsm Glr Gv Gf IQ
Gsm 1 0,25 0,26* 0,25 0,70**
Glr 0,25 1 0,02 0,39** 0,50**
Gv 0,26* 0,02 1 0,26 0,59**
Gf 0,25 0,39** 0,26 1 0,69**
IQ 0,70** 0,50** 0,59** 0,69** 1

Примечания. Gsm - индекс кратковременной памяти, Glr - индекс долговременной памяти, Gv - индекс зрительной обработки информации,
Gf - индекс флюидного интеллекта, IQ - показатель интеллекта. * - p<0,05, ** p<0,01.

Для более детального анализа взаимосвязей был проведен корреляционный анализ отдельных субтестов, составляющих индексы и интегральный показатель.

Таблица 2. Связи субтестов флюидного интеллекта с другими покаателями теста Кауфманов
Субтесты Последовательность
картинок
Завершение логической
последовательности
Повторение цифр -0,15 0,35*
Порядок слов 0,11 0,33*
Атлантис 0,09 0,12
Ребус 0,36** 0,33*
Ровер 0,11 0,27*
Подсчет блоков 0,11 0,33

Примечания. * - p<0,05, ** p<0,01.

Были получены следующие результаты: субтест «Последовательные картинки» коррелирует с субтестом «Ребус» - субтестом из индекса долговременной памяти, тогда как субтест «Обработка паттернов» коррелирует с обоими субтестами индекса кратковременной памяти («Повторение цифр» и «Порядок слов»), с субтестом «Ровер», которые составляет индекс зрительной обработки информации, и субтестом «Ребус». Следует отметить, что между собой результаты по субтестам «Последовательные картинки» и «Обработка паттернов» коррелируют только на уровне тенденции (r = 0,26, p = 0,052). Разная картина корреляций, а также отсутствие значимых связей между субтестами ставит под сомнение диагностику флюидного интеллекта при помощи теста Кауфмана.

Выводы

В тесте интеллекта Кауфманов индекс флюидного интеллекта составляют два субтеста: «Последовательность картинок» и «Завершение логической последовательности».

«Завершение логической последовательности» оказалось связано с субтестами «Повторение цифр» и «Порядок слов», входящим в индекс показатель кратковременной памяти, что соответствует данным литературы [Conway et al, 2002; Fry & Hale, 2000].

Анализ полученных данных выявил, что между этими субтестами существуют взаимосвязи на уровне тенденции. Картины корреляций этих субтестов с другими заданиями теста различаются, однако оба субтеста связаны с субтестом «Ребус», который входит в индекс долговременной памяти.

Субтест «Ребус» является, по сути, модификацией методики пиктограмм, где ребенок должен воспроизвести предъявленные слова, опираясь на их символические изображения. Если слова называются верно, то они складываются в осмысленное предложение. То есть опорой служит не только изображение, но и смысл предложения. Наши результаты показывают, что успешность в данном тесте тесно связана с флюидным интеллектом.

Можно предположить что субтест «Ребус» также может рассматриваться как субтест, диагностирующий флюидный интеллект. Для уточнения диагностических возможностей теста Кауфманов в дальнейшем необходимо увеличение выборки и проверка валидности индекса флюидного интеллекта.

  1. Conway A.R.A., Cowan N., Buntinga M.F., Therriaulta D.J., Minkoff S.R.B. A latent variable analysis of working memory capacity, short-term memory capacity, processing speed, and general fluid intelligence // Intelligence. 2002. V.30. № 2. P. 163-183.
  2. Fry A.F., Hale S. Relationships among processing speed, working memory, and fluid intelligence in children // Biological Psychology. 2000. V.54. № 1-3. P. 1-34.
  3. Hornung C., Brunner M., Reuter R. A.P., Martin R. Children's working memory: Its structure and relationship to fluid intelligence // Intelligence. 2011. V.39. № 1. P. 210-221.
  4. Kane M.J., Engle R.W. The role of prefrontal cortex in working-memory capacity, executive attention, and general fluid intelligence: An individual-differences perspective // Psychonomic Bulletin & Review. 2002. V.9. № 4. P. 637671.
  5. Kaufman A.S. & Kaufman N.L. Kaufman Assessment Battery for Children: Technical manual (2nd ed.). Circle Pines, MN: American Guidance Service. 2004. 311 P.
  6. Kvist A.V., Gustafsson J.E. The relation between fluid intelligence and the general factor as a function of cultural background: A test of Cattell's Investment theory // Intelligence. 2008. V.36. № 4. P. 422-436.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

21 апр 2018

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Алексеева О.С., Бурдукова Ю.А., Ржанова И.Е. Флюидный интеллект в структуре когнитивных характеристик // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики: материалы III-й Междунар. науч.-практ. конф., Калуга, 19-21 апреля 2018. – Калуга: ИП Якунин А.В., 2018. – С. 185-190. – 0,4 п.л.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки