Акмеологические подходы к исследованию профессиональной востребованности личности (на примере преподавателя вуза)

Разделы психологии: 

Селюч Марина Григорьевна, профессор кафедры психологии и педагогики факультета социальных наук, ФГБУ ВО Амурский государственный университет, г. Благовещенск, Амурской области

Аннотация В статье представлен акмеологический аспект к рассмотрению феномена «профессиональная востребованность», который обусловлен параллельно двумя неотъемлемыми процессами: профессионализмом деятельности и профессионализмом личности. Содержательно профессиональная востребованность рассмотрена в контексте расширения субъектного пространства личности, ее профессионального и духовного обогащения, процессуально через превращение общечеловеческих ценностей в личностные.

Ключевые слова: профессионализм деятельности, профессионализм личности, профессиональная востребованность, личность, акмеологический подход

ACMEOLOGICAL APPROACHES TO THE STUDY OF PROFESSIONAL DEMAND FOR A PERSON (ON THE EXAMPLE OF A UNIVERSITY TEACHER)

Seluch Marina G., Professor of the Department of psychology and pedagogy, faculty of social Sciences is leading the way IN the Amur state University, Blagoveshchensk, Amur region

Abstract The article presents an acmeological aspect to the consideration of the phenomenon of "professional demand", which is caused in parallel by two integral processes: the professionalism of the activity and the professionalism of the individual. The content of professional relevance is considered in the context of the expansion of the subjective space of the individual, its professional and spiritual enrichment, processually through the transformation of universal values into personal values.

Keywords: professional activity, professional personality, professional relevance, personality, acmeological approach

Акмеологический подход позволяет исследовать личность преподавателя вуза как активного субъекта деятельности, способного на основе имеющихся возможностей и ресурсов решить возникающие и поставленные перед ним задачи, путем самореализации. В нашем исследовании закономерностями выступают устойчивые связи и соотношения между профессионализмом профессиональной деятельности и профессионализмом личности.

Личность достигает вершины личностно-профессионального развития на определенном этапе, предполагающем формирование психических свойств и механизмов в процессе профессиональной деятельности [2], развитием способности разрешать противоречия [1], поиском смысла жизни [5]. Акмеологический подход включает выявление условий для личностных достижений и полной самореализации; учет внешних показателей деятельности (успешность, результативность) и внутренних состояний (мотивация к деятельности, самореализации); изучение индивидуальности при выборе путей движения к профессионализму; осознание «психологической цены» высоких достижений.

Акмеологический подход определяет интегративное изучение деятельности и личности по следующим направлениям:

  • реальные оптимальные измерения достижений развития (при выявлении наличной стадии) за счет акмеологической поддержки;
  • разрешение внешних и внутренних противоречий (в качестве движущих причин развития психики и личности), которые, с одной стороны, прогнозируют сам процесс развития, а с другой, позволяют более эффективно организовать психолого - акмеологическое сопровождение;
  • субъектная активность педагога является движущей силой, источником реализации личностных потенциалов, что предусматривает свободную самостоятельность в выборе целей профессиональной деятельности;
  • индивидуальный характер развития опосредован личностными качествами и складывается из таких компонентов, как отношение педагога к профессиональному творчеству и на его основе – к уровню достижения продуктивности профессиональной деятельности, ее значению в окружающем социуме.

В основе личностно-профессионального развития преподавателя вуза лежит принцип саморазвития, детерминирующий его способность превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Акмеологический аспект подчеркивает, что из результатов профессиональной деятельности выводятся характеристики самоизменения посредством моделирования и практического достижения более значимого результата в профессиональной деятельности и, в конечном счете, профессиональной востребованности.

В современной науке профессиональная востребованность изучена в трудах Е.В. Харитоновой. По мнению автора, данный феномен является неотъемлемой частью Я-концепции (на стыке ее когнитивного и эмоционального компонентов) и имеет иерархическую зависимость и связь с целым рядом психологических образований.

удовлетворенность степенью реализации профессионального потенциала, переживание профессиональной востребованности, отношение к себе как компетентному и авторитетному профессионалу, адекватная оценка результатов профессиональной деятельности в научных подходах Е.В. Харитоновой [12], интерпретируется как эффективность личности и это созвучно акмеологическому принципу профессионализма деятельности. Именно акмеологический подход позволяет соотносить профессиональную востребованность с проблемой становления жизненного пути, «единственного и неповторимого» (М.М. Бахтин) [3, с.7], а профессиональную деятельность как одну из наиболее значимых ценностей человека и существенный компонент структуры его смысложизненных ориентаций.

Достижению высокого уровня профессионализма способствует реализация врожденных и приобретенных характеристик. Она выражается умением интегративно увидеть и оценить разные этапы своего профессионального пути, понять причины чередования периодов достижений и потерь, охватить этапы своей профессиональной жизни в их взаимосвязи и целостности, правильно осуществить самопрогноз своего дальнейшего профессионального роста.

Основанием профессиональной востребованности выступает свободный выбор: «никто и никогда не сможет дать человеку ощущение открытия собственных безграничных возможностей. Можно лишь лично, сознательно и свободно вмещать из пространства непрерывные ступени. Учение может открыть дверь, но войти можно лишь самому» [9,с.15].

Акмеологический аспект исследования профессиональной деятельности заключается в том, что она становится фактором развития педагога. В постоянном развитии человек «всегда находится впереди себя» и «никогда не совпадает с собой» [13,с.47]. Показано, что «….одержимость, вырастающая из отношения человека к главному делу своей жизни… помогает ему постоянно искать все новые ресурсы в себе и пытаться по – новому их использовать, чтобы решать все более трудные задачи… и одновременно достигать таким образом более высокой ступени в своем развитии» [4,с.41]. В профессиональной деятельности педагог приобретает свое истинное Я.

Современная ситуация в системе высшего профессионального образования требует от педагога больших резервов самообладания, саморегуляции и самоэффективности. В основе профессиональной востребованности лежит акмеологичесий принцип профессионализма личности, детерминирующий способность педагога превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, приводящий к принадлежности к профессиональному сообществу, восприятии отношения других к себе как значимому профессионалу и самоотношению к себе как значимому для других [12].

Под профессионализмом личности мы подразумеваем приближение к пониманию и осуществлению смысла собственной жизни через приобретение личностного опыта, включающего в себя самопознание и присвоение в большей степени общечеловеческих ценностей, таких как открытость, доверие, принятие, свобода, независимость, сопричастность, нравственная чуткость и т.д.. Личностное становление с позиции акмеологического подхода полностью опирается на самостоятельный выбор как «безграничное достижение границы и всегдашней неопределенности ее достигнуть» [6, с.542]. Личность, выбирая цель и прогнозируя будущую активность в каждый момент времени, стремится соответствовать не только себе, но и миру. Для этого необходима полная собранность и возможность вызреть из собственного будущего. Иными словами, прогнозируя активность, педагог всегда занимает личностную и социальную позицию, потому что он одновременно обращен и в мир и в себя [8].

Содержательно профессиональную востребованность следует рассматривать в контексте общего расширения субъектного пространства личности, ее профессионального и духовного обогащения, включающего повышение инициативы и ответственности, личностной свободы, овладение социокультурными нормами и критического отношения к ним, когда «данные извне нормы становятся творчески преобразованными и свободно избранными» [7, с.235]. Процессуально - с системных позиций превращение общечеловеческих ценностей в личностные, в нравственную чувствительность.

Таким образом, профессиональная востребованность с позиции акмеологического подхода рассматривается как составляющая Я-концепции. Она включает высокий уровень востребованности («пользуется огромным спросом») как успешного профессионала и как социально востребованного нужного и значимого члена профессионального коллектива.

Сформулируем выводы.

Специфика акмеологического подхода определяется: а) выявлением условий для личностных достижений и полной самореализации; б) учетом внешних показателей деятельности и внутренних состояний ; в) осознанием индивидуальности в выборе путей к профессионализму; г)«психологической ценой» высоких достижений.

Профессиональная востребованность педагога реализуется параллельно двумя неотъемлемыми процессами: изменением характера профессиональной деятельности, которая в свою очередь одновременно обуславливает одно из главных профессиональных предназначений (стимулирует личностные потенции) - профессионализм личности (сотворение личности) через ее возможности, задавая задачи и цели деятельности и определяя ее виды.

Литература

  1. Абульханова-Славская К.А. Российская проблема свободы, одиночества и смирения // Психологический журнал. 1999. Т.20. №5. С.5-14.
  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПБ.: Питер, 2001.288с.
  3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М: Искусство, 1979. 423с.
  4. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М, 1998. 168с.
  5. Знаков В.В. понимание экзистенциального выбора: жизнь в страданиях или эвтаназия.// Вопросы психологии. 2005. № 6. С. 3-9.
  6. Лосев А.Ф. Самое само: сочинения. М.:ЭКСМО-пресс, 1999.
  7. Лотман Ю.М. Воспитание души. СПб.: Искусство,2003.
  8. Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте (психологическая топология пути). М.: Ad Marginem, 1995.
  9. Рерих Н.К., Рерих Е.И. Учение живой этики: Воспитание в общине. – Новосибирск, 1996.
  10. Cелюч М.Г. Акмеологические особенности профессионального творчества руководителя образовательной организации (научная монография). Благовещенск: ГОАУ ДПО Амурский институт развития образования. 2013. 154 с. ISBN 978-5-43-95-0016-1
  11. Cелюч М.Г. Акмеологическая направленность управленческой деятельности руководителя системы образования (научная монография). Благовещенск: ГАУ ДПО «АмИРО», 2015. 217 с. ISBN 978-5-4395-0026-0
  12. Харитонова Е.В. Структура и динамика социально-профессиональной востребованности личности [Текст]: дис. ... док. псих. наук: М., 2012. 569 с.
  13. Хайдеггер М. Время и бытие. М: Республика, 1993

Автор(ы): 

Дата публикации: 

20 мая 2021

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Селюч М.Г. Акмеологические подходы к исследованию профессиональной востребованности личности (на примере преподавателя вуза) // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сб. материалов XXVI Междунар. симпозиума / Отв. ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой – М.: ФГБНУ ПИ РАО, 2021. – С. 60-64.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки